www.martynenko-info.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
И СОЦИАЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ
В ЭПОХУ
КРИЗИСА

По мнению автора, решение комплекса проблем, которые рельефно обрисовал мировой эконо­ми­ческий кризис, невоз­можно без крити­че­ского осмыс­ления сущест­ву­ющих теоре­ти­ческих воззрений на государство и право, принципы государ­ст­венного регули­ро­вания и условия соци­ального развития. Речь идет о перео­ценке до сих пор не отреф­лек­си­ро­ванных должным образом естест­венных соци­альных основ права и власти.
ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
Т.81 №3⁄2011 С.244-251

АНАТОМИЯ ПОЛИТИКИ
цикл публикаций

М
 
 

ИРОВОЙ ЭКО­НО­МИ­ЧЕ­СКИЙ КРИЗИС вы­звал оче­редной всплеск ин­тел­лек­ту­альной ак­тив­ности, на­прав­ленной на пе­ре­фор­ма­ти­ро­вание основ ми­ро­устрой­ства и фор­ми­ро­вание но­вого ми­ро­по­рядка, из­ме­нение сферы от­вет­ствен­ности, роли и функций от­дельных го­су­дарств, а также со­от­но­шения между на­ци­о­наль­ными и над­на­ци­о­наль­ными це­лями, прин­ци­пами и ме­ха­низ­мами ре­гу­ли­ро­вания фи­нан­совых и де­нежно-кре­дитных рынков. По не­ко­торым утвер­жде­ниям, ны­нешний кризис обу­словлен тем, что «меж­ду­на­родным рынкам не­об­хо­димо меж­ду­на­родное же ре­гу­ли­ро­вание, но су­ще­ству­ющий его ва­риант ос­нован на прин­ципах на­ци­о­наль­ного су­ве­ре­ни­тета», а это при­водит к по­яв­лению «фи­нан­со­вого про­тек­ци­о­низма». И далее: по­скольку такая си­ту­ация «угро­жает по­до­рвать и даже раз­ру­шить меж­ду­на­родные фи­нан­совые рынки», не­об­хо­димо со­здание «ни­когда прежде не су­ще­ство­вав­шего» меж­ду­на­род­ного регулирования [1].

При всей ви­димой ло­гич­ности и обос­но­ван­ности по­добных рас­суж­дений они под­ни­мают больше во­просов, чем дают от­ветов. Крайне рас­плыв­ча­тыми оста­ются цели и сред­ства та­кого ре­гу­ли­ро­вания, не го­воря уже о про­блеме кон­троля самих «ре­гу­ля­торов». Давно из­вестно, что без­думное при­ме­нение опре­де­лённых на­прав­лений и ме­тодов ре­гу­ли­ро­вания и зло­упо­треб­ления со сто­роны ре­гу­ли­ру­ющих ор­ганов спо­собны вы­звать раз­ба­лан­си­ро­ван­ность фи­нан­совой си­стемы и при­вести к глу­бо­кому кри­зису. На наш взгляд, в на­сто­ящее время не­кор­ректно го­во­рить о полном от­сут­ствии меж­ду­на­род­ного ре­гу­ли­ро­вания фи­нан­совых рынков. В ве­дущих странах мира в те­чение по­следних 30 лет де­я­тель­ность участ­ников рынка под­вер­га­лась всё более жёст­кому ре­гла­мен­ти­ро­ванию с учётом пред­ло­жений меж­ду­на­родных ор­га­ни­заций. Нынешний кризис возник после при­нятия стра­нами, вхо­дя­щими в МВФ, в ка­че­стве за­ко­но­да­тельных норм ре­ко­мен­даций Базель­ского ко­ми­тета по бан­ков­скому над­зору. Под­ра­зу­ме­ва­лось, что эта мера, при­ведшая к уже­сто­чению нор­ма­тивов де­я­тель­ности банков и фи­нан­совых ин­сти­тутов, на­прав­ленная на по­вы­шение транс­па­рент­ности и уни­фи­кацию ме­тодов их ре­гу­ли­ро­вания в раз­личных странах, обес­печит сни­жение рисков и по­вы­шение на­дёж­ности функ­ци­о­ни­ро­вания бан­ков­ских си­стем и фи­нан­совых рынков. Однако на прак­тике ре­зультат по­лу­чился со­всем иным.

На про­тя­жении всей ис­тории ци­ви­ли­зации ни один из ре­гу­лярно воз­ни­кавших фи­нан­совых и эко­но­ми­че­ских кри­зисов не об­хо­дился без того, чтобы в ка­че­стве сред­ства ис­прав­ления и предот­вра­щения кри­зисных яв­лений не обос­но­вы­ва­лась не­об­хо­ди­мость уси­ления го­су­дар­ствен­ного вме­ша­тель­ства и ре­гу­ли­ро­вания. За по­доб­ными «обос­но­ва­ниями» часто скры­ва­лось стрем­ление пред­ста­ви­телей властных структур обес­пе­чить для наи­более близких к ним фи­нан­совых ком­паний и банков мо­но­польные по­зиции на рынке. Непред­взятый анализ ре­ко­мен­даций Базель­ского ко­ми­тета сви­де­тель­ствует, что их раз­ра­ботка была от­части обу­слов­лена ин­те­ре­сами ве­дущих го­су­дарств и транс­на­ци­о­нальных банков по уста­нов­лению кон­троля за дви­же­нием де­нежно-кре­дитных по­токов в мире и на­прав­лению их в нужное для себя русло.

В данном случае речь идёт не только о том, что под видом не­об­хо­ди­мости обес­пе­чить меж­ду­на­родное ре­гу­ли­ро­вание от­дельные го­су­дар­ства или не­фор­мальные властные струк­туры, функ­ци­о­ни­ру­ющие в тени го­су­дар­ственных об­ра­зо­ваний, могут пре­сле­до­вать соб­ственные эго­и­сти­че­ские цели. С нашей точки зрения, мы не по­дойдём к ре­шению всего ком­плекса про­блем, ко­торые ре­льефно об­ри­совал ми­ровой эко­но­ми­че­ский кризис, если не под­вергнем кри­ти­че­скому осмыс­лению су­ще­ству­ющие тео­ре­ти­че­ские воз­зрения на такие по­нятия, как го­су­дар­ство и право, прин­ципы го­су­дар­ствен­ного ре­гу­ли­ро­вания и условия со­ци­аль­ного раз­вития. Име­ется в виду не фор­му­ли­ро­вание новых кон­струкций «иде­аль­ного» го­су­дар­ства или над­на­ци­о­наль­ного ре­гу­ля­тора, а пе­ре­оценка есте­ственных со­ци­альных основ права и власти, ко­торые по­сто­янно про­яв­ляют себя на прак­тике, но до сих пор должным об­разом не отре­флек­си­ро­ваны. Прежде всего пред­стоит объ­яс­нить со­ци­альные ме­ха­низмы воз­ник­но­вения и из­ме­нения права, рас­крыть ос­новы, ко­торые не огра­ни­чи­ва­ются темой по­ло­жи­тель­ного права или права, за­креп­лён­ного го­су­дар­ствен­ными за­ко­нами. Сле­дует опре­де­лить ин­стру­менты его за­щиты и ре­а­ли­зации, прин­ципы фор­ми­ро­вания и устрой­ства пра­вовых от­но­шений как условия со­ци­аль­ного раз­вития и сред­ства уста­нов­ления спра­вед­ли­вости, а не спо­соба со­хра­нения при­ви­легий тех, кто по­лучил власть, уста­нав­ли­вать пра­вовые нормы в обществе.

Решение этой давно на­зревшей про­блемы, в свою оче­редь, пред­по­ла­гает вы­яв­ление и ис­прав­ление изъ­янов, при­сущих кон­цепции есте­ственных прав, ко­торая с не­за­па­мятных времён ис­поль­зо­ва­лась как для целей са­кра­ли­зации го­су­дар­ства и обос­но­вания бо­же­ственной при­роды власти во­обще, так и в ка­че­стве ан­ти­тезы по­зи­тив­ного права, уста­нав­ли­ва­е­мого за­ко­нами го­су­дар­ства. В первом случае в об­ще­ственное со­знание внед­ря­лась идео­логия, на­це­ленная на вос­при­ятие граж­да­нами го­су­дар­ственных за­конов как таких за­конов, ко­торые, хотя и из­даны «по ве­лению власти», но ос­но­ваны не на про­из­вольном мнении за­ко­но­да­теля, а на по­ни­мании им «бо­же­ственных уста­нов­лений» и с учётом не­зыб­лемых и есте­ственных устоев об­ще­ства. Во втором случае есте­ственные за­коны рас­смат­ри­ва­лись как до­ка­за­тель­ства не­об­хо­ди­мости огра­ни­чить го­су­дар­ственную власть, а есте­ственное право об­ле­ка­лось в форму про­теста против не­пра­вильных (не­со­об­разных с «бо­же­ствен­ными уста­нов­ле­ниями») или уста­ревших норм го­су­дар­ствен­ного права, либо про­из­вольно уста­нов­ленных, либо не успе­ва­ющих за тре­бо­ва­ниями есте­ствен­ного про­цесса раз­ви­ва­ю­щейся жизни че­ло­века и об­ще­ства. Причём есте­ственно-пра­вовые идеи (пред­по­ла­гавшие на­личие над го­су­дар­ственной вла­стью высших ин­станций) с равным успехом трак­то­ва­лись и в пользу аб­со­лютной власти, и для обос­но­вания де­мо­кра­ти­че­ских устоев свет­ской власти, и прин­ципа «на­род­ного су­ве­ре­ни­тета».

В раз­личных ли­бе­ральных кон­цеп­циях во главу угла ста­ви­лась за­дача обес­пе­чить сво­боду че­ло­века в его стрем­лении к са­мо­ре­а­ли­зации и удо­вле­тво­рению своих по­треб­но­стей. Эта сво­бода опре­де­ля­лась в ка­че­стве есте­ствен­ного права, ко­торое фор­мально при­зна­ва­лось огра­ни­ченным сво­бодой и пра­вами других людей. В такой трак­товке гра­ницы сво­боды ока­зы­ва­лись раз­мы­тыми. В ре­зуль­тате за­дача рас­крытия по­тен­циала и спо­соб­но­стей че­ло­века транс­фор­ми­ро­ва­лась в во­прос о ме­ха­низме обес­пе­чения сво­боды для из­бранных и тем самым идео­ло­ги­чески обос­но­вы­ва­лось право силь­ного. Логи­че­ским за­вер­ше­нием не­из­бежно ока­зы­ва­ется со­зна­тельная или не­осо­знанная под­держка ав­то­ри­тарной власти как высшей и наи­более из­вра­щённой формы индивидуализма.

Кроме того, пред­ста­ви­тели ли­бе­ральных те­чений трак­то­вали есте­ственные права и сво­боды че­ло­века как данные свыше, не рас­смат­ривая их в не­раз­рывном един­стве с воз­ла­га­е­мыми на че­ло­века обя­зан­но­стями. Если есте­ственные права при­зна­ва­лись за че­ло­веком от рож­дения, то уста­нов­ление его обя­зан­но­стей от­но­си­лось (и от­но­сится) к пре­ро­га­тиве об­ще­ства и го­су­дар­ства. Но в таком случае го­су­дар­ственной власти не­из­бежно при­пи­сы­ва­ются если не бо­же­ственные, то сверхъ­есте­ственные полномочия.

С нашей точки зрения, при­вер­женцы раз­личных кон­цепций есте­ствен­ного права часто упус­кают из виду про­стую мысль: право че­ло­века на жизнь ло­гично сна­чала со­от­нести с во­просом о воз­ло­женных на него обя­зан­но­стях. Конечно, с на­учных по­зиций в полной мере от­ве­тить на этот во­прос вряд ли когда-либо удастся. Тем не менее на­глядным про­яв­ле­нием дей­ствия есте­ствен­ного или объ­ек­тив­ного за­кона жизни сле­дует при­знать про­цесс по­сто­ян­ного рас­крытия эм­пи­ри­чески не­опре­де­лённой ве­ли­чины раз­но­об­разных фи­зи­че­ских и ин­тел­лек­ту­альных воз­мож­но­стей, за­ло­женных в че­ло­веке. Этот про­цесс, ко­торый сти­му­ли­ру­ется стрем­ле­нием людей удо­вле­тво­рять свои из­ме­ня­ю­щиеся и воз­рас­та­ющие по­треб­ности, можно рас­смат­ри­вать как до­ступное на­уч­ному по­ни­манию общее на­прав­ление, от­ра­жа­ющее ис­пол­нение на прак­тике воз­ло­женной на че­ло­века обя­зан­ности. Под че­ло­веком в данном случае под­ра­зу­ме­ва­ется не от­дельная лич­ность, а ин­те­гральное по­нятие, вклю­ча­ющее в себя со­во­купные спо­соб­ности раз­личных ин­ди­видов, то есть всех людей или услов­ного ин­ди­вида, пред­став­лен­ного че­ло­ве­че­ским со­об­ще­ством в целом. Рас­крытие че­ло­ве­че­ского по­тен­циала воз­можно только при на­личии и по­сред­ством вза­и­мо­дей­ствия людей, при рас­ши­рении и углуб­лении раз­де­ления труда между ними, со­про­вож­да­ю­ще­гося всё большим раз­но­об­ра­зием ин­ди­ви­ду­альных спо­соб­но­стей, что пред­по­ла­гает при­ра­щение и из­ме­нение со­ци­альных связей, в том числе дви­жение к гло­ба­ли­зации. Ука­занный про­цесс — эм­пи­ри­чески по­зна­ва­емая ре­аль­ность, ко­торая в ходе че­ло­ве­че­ской ис­тории де­мон­стри­рует себя всё более от­чёт­ливо. Её кон­кретным про­яв­ле­нием и от­ра­же­нием дей­ствия есте­ствен­ного за­кона можно счи­тать воз­ник­но­вение новых и рас­ши­рение круга ранее из­вестных сторон че­ло­ве­че­ской де­я­тель­ности, вклю­ча­емых в по­нятие «че­ло­ве­че­ская куль­тура».

Особо под­черкнём ещё один факт, ко­торый также об­ходят вни­ма­нием при­вер­женцы тра­ди­ци­онной кон­цепции есте­ственных за­конов и прав. Речь идёт о том, что че­ло­ве­че­ское раз­витие не­воз­можно без го­тов­ности одних членов об­ще­ства вно­сить больший вклад в со­здание ма­те­ри­альных и ду­ховных благ, чем они по­лу­чают или могут по­лу­чить в тот или иной кон­кретный пе­риод от других его членов. Самое про­стое до­ка­за­тель­ство дан­ного факта — за­бота о детях и их вос­пи­тании, что, впрочем, ха­рак­терно и для всего жи­вого на Земле. Осо­бен­ность че­ло­ве­че­ского рода (в от­личие от жи­вот­ного мира) за­клю­ча­ется в том, что такие вза­и­мо­от­но­шения по­сте­пенно стали про­яв­ляться в про­цессе вза­и­мо­дей­ствия людей, ко­торые не были свя­заны род­ствен­ными узами.

Осо­знание дан­ного факта как не­об­хо­ди­мого условия, обес­пе­чи­ва­ю­щего воз­мож­ность че­ло­ве­че­ского раз­вития, при­водит к сле­ду­ю­щему вы­воду. При опре­де­лении по­нятия есте­ствен­ного права нужно учи­ты­вать, что оно не при­над­лежит от­дель­ному че­ло­веку по праву рож­дения, а по­яв­ля­ется только в случае вне­сения им своего вклада в раз­витие и рас­крытие спо­соб­но­стей других людей. На прак­тике такой подход ре­а­ли­зу­ется по мере уяс­нения есте­ственной нормы жизни, со­гласно ко­торой че­ловек не вправе тре­бо­вать удо­вле­тво­рения своих по­треб­но­стей за счёт других людей, не при­нимая на себя со­от­вет­ству­ющих обя­зан­но­стей или пред­ва­ри­тельно не обес­печив ре­зуль­та­тами своей де­я­тель­ности удо­вле­тво­рение чужих по­треб­но­стей. Иными сло­вами, если че­ловек по­лу­чает удо­вле­тво­рение своих по­треб­но­стей за счёт других, не предо­ставив ни­чего взамен, то у него воз­ни­кает есте­ственная обя­зан­ность перед дру­гими чле­нами об­ще­ства, а у по­следних — есте­ственное право. И на­оборот, предо­ставив другим ре­зуль­таты своей де­я­тель­ности (то­вары, услуги и т.п.), но не по­лучая от них взамен ни­чего, что удо­вле­тво­рило бы его соб­ственные по­треб­ности, че­ловек на­де­ля­ется есте­ственным правом по от­но­шению к другим, а у других воз­ни­кает в от­но­шении него есте­ственная обя­зан­ность. В этой си­ту­ации он может быть на­зван «кре­ди­тором» об­ще­ства, а остальные члены — «долж­ни­ками».

Таким об­разом, для по­ни­мания дей­ствия есте­ствен­ного за­кона не­до­ста­точно осо­зна­вать, что че­ло­ве­че­ские спо­соб­ности про­яв­ля­ются только по­сред­ством вза­и­мо­дей­ствия людей в об­ще­стве, при рас­ши­рении и углуб­лении раз­де­ления труда между ними. За этой эм­пи­ри­чески по­зна­ва­емой ре­аль­но­стью скры­ва­ется ба­зовое условие со­ци­аль­ного раз­вития. Речь идёт о том, что люди, об­ла­да­ющие боль­шими спо­соб­но­стями, по соб­ственной ини­ци­а­тиве де­лятся ре­зуль­та­тами своей де­я­тель­ности (включая знания и опыт) с дру­гими, удо­вле­творяя их по­треб­ности. Взамен они могут по­лу­чать лишь обя­за­тель­ства в виде при­знания их прав как кре­ди­торов общества [2].

Разу­ме­ется, го­воря о «кре­ди­торах», мы не огра­ни­чи­ва­емся узко эко­но­ми­че­ской ин­тер­пре­та­цией этого по­нятия. Хотя ми­ровой кризис в оче­редной раз про­де­мон­стри­ровал, что зло­упо­треб­ления в де­нежно-кре­дитной сфере при­водят к на­ру­шению прав че­ло­века в гло­бальном мас­штабе, для нас важно об­ра­тить вни­мание на сле­ду­ющую мысль. В ка­че­стве есте­ствен­ного за­кона со­ци­альной жизни не­об­хо­димо при­знать на­де­ление именно кре­ди­торов об­ще­ства опре­де­лён­ными пра­вами и при­ви­ле­гиями. Иными сло­вами, по­нятие «кре­дитор» пред­по­ла­гает при­знание дру­гими чле­нами об­ще­ства за­слуг или вклада дан­ного лица в виде на­де­ления его опре­де­лён­ными правами.

Логично пред­по­ло­жить, что ис­то­ри­чески один из первых ме­ха­низмов фик­сации прав кре­ди­торов связан с воз­ник­но­ве­нием ин­сти­тута во­ждей племён, ста­рейшин и жрецов, ко­торые вно­сили больший по срав­нению с дру­гими людьми вклад в жиз­не­обес­пе­чение и су­ще­ство­вание пле­мени или рода. Есте­ственное при­знание прав этих людей на ли­дер­ство и ру­ко­вод­ство про­ис­хо­дило путём на­де­ления их опре­де­лён­ными ат­ри­бу­тами и сим­во­лами власти. Это озна­чало доб­ро­вольное при­нятие на себя дру­гими чле­нами рода (пле­мени) со­от­вет­ству­ющих обя­за­тельств (как долж­ников перед кре­ди­то­рами) по от­но­шению к во­ждям и старейшинам.

Данное по­ло­жение от­части при­зна­вали ав­торы раз­личных фи­ло­софско-по­ли­ти­че­ских кон­цепций, од­нако вывод о том, что есте­ственная ос­нова власти опре­де­ля­ется кре­дитной при­родой, то есть есте­ственным (хотя и не всегда осо­знанным) при­зна­нием со сто­роны под­властных членов об­ще­ства прав власт­ву­ющих в ка­че­стве кре­ди­торов, так и не был сделан. Подобное со­от­но­шение между есте­ствен­ными пра­вами и есте­ствен­ными обя­зан­но­стями на­прямую под­водит к по­нятию справедливости.

Другим важ­нейшим спо­собом фик­сации и ре­а­ли­зации прав кре­ди­торов стал ин­ститут денег, предо­ста­вивший их дер­жа­телям право на по­лу­чение раз­личных то­варов или услуг. Это, в свою оче­редь, спо­соб­ство­вало рас­ши­рению кре­дитных от­но­шений, росту про­из­вод­ства то­варов и услуг, а главное — фор­ми­ро­ванию ме­ха­низмов и условий всё большей ин­те­грации со­циума по го­ри­зон­тали, что яви­лось одной из не­об­хо­димых пред­по­сылок пре­одо­ления границ родо­пле­менных от­но­шений и фор­ми­ро­вания государств. В от­личие от любых видов со­ци­ально ор­га­ни­зо­ванных жи­вотных или на­се­комых, ко­торым при­суща лишь форма вер­ти­кальной ин­те­грации, между людьми воз­ни­кает и раз­ви­ва­ется го­ри­зон­тальная ин­те­грация, раз­дви­га­ющая се­мейные, родо­пле­менные и го­су­дар­ственные гра­ницы, спо­соб­ствуя всё более пол­ному вза­и­мо­дей­ствию, раз­де­лению труда и рас­крытию за­ло­женных в че­ло­веке спо­соб­но­стей. И только в че­ло­ве­че­ском об­ще­стве при­сут­ствует такая форма пра­вовых вза­и­мо­от­но­шений, как деньги.

К со­жа­лению, кре­дитная при­рода денег, их роль ин­стру­мента, обес­пе­чи­ва­ю­щего со­ци­альные права кре­ди­торов и го­ри­зон­тальную ин­те­грацию че­ло­ве­че­ского со­об­ще­ства, также до сих пор не осо­зна­ются. Хотя всем оче­видно, что деньги предо­став­ляют своим дер­жа­телям вполне опре­де­лённые права, тем не менее со­хра­ня­ется пред­став­ление о них как о не­коем, пусть и особом или даже условном, то­варе, об­ла­да­ющем аб­страктным ка­че­ством все­об­щего эквивалента.

Подробнее во­прос о при­роде денег рас­смотрен в [3]. Здесь же под­черкнём сле­ду­ющее. Появ­ление и сущ­ность денег не могут быть по­няты и ра­зумно объ­яс­нены, если при­дер­жи­ваться точки зрения тех фи­ло­софов и эко­но­ми­стов, ко­торые рас­смат­ри­вают их зна­чение с по­зиции воз­ник­но­вения со­ци­альной по­треб­ности в удобном ин­стру­менте для то­ва­ро­об­мена. Неслу­чайно все по­пытки обос­но­вать по­яв­ление денег из то­ва­ро­об­мена стал­ки­ва­лись с рядом не­раз­ре­шимых про­ти­во­речий. Например, Адам Смит (1723–1790) при­знавал, что если один че­ловек об­ладал большим ко­ли­че­ством опре­де­лён­ного про­дукта, чем сам нуж­дался в нём, а другой ис­пы­тывал в нём не­до­статок, но в данный мо­мент не имел ни­чего, в чём нуж­дался первый, то между ними не могло бы про­изойти ни­ка­кого об­мена. Согласно его ло­гике, для раз­вития то­ва­ро­об­мена «каждый ра­зумный че­ловек... должен был ста­раться так устроить свои дела, чтобы по­сто­янно на­ряду с осо­быми про­дук­тами своего соб­ствен­ного про­мысла иметь не­ко­торое ко­ли­че­ство та­кого то­вара, ко­торый, по его мнению, никто не от­ка­жется взять в обмен на про­дукты своего про­мысла» [4, с. 83]. Однако, если счи­тать, что каждый ра­зумный че­ловек об­ме­нивал свои про­дукты на то­вары, ко­торые не были ему нужны, но поль­зо­ва­лись по­вы­шенным спросом (со­гласно Смиту, никто не от­ка­зы­вался «взять их в обмен на про­дукты своего про­мысла»), то тогда нужно ис­клю­чить из раз­ряда ра­зумных людей про­из­во­ди­телей таких то­варов. По опре­де­лению, по­треб­ности этих про­из­во­ди­телей должны были пол­но­стью удо­вле­тво­ряться в ре­зуль­тате об­мена их про­дукции на другие то­вары. Про­дукция остальных про­из­во­ди­телей должна была поль­зо­ваться меньшим спросом, и её не­ра­зумно было бы на­кап­ли­вать в рас­чёте на то, что «никто не от­ка­жется взять её взамен». Понятно, что именно про­из­во­ди­тели то­варов, поль­зо­вав­шихся наи­большим спросом, ис­пы­ты­вали главную по­треб­ность в по­яв­лении денег. Сле­до­ва­тельно, вы­яв­ленная Смитом про­блема ока­зы­ва­лась неразрешённой.

Отметим также, что на­личие то­варов по­вы­шен­ного спроса, при ко­торых они сво­бодно об­ме­ни­ва­ются на про­дукцию других про­из­во­ди­телей, не озна­чает, что такие то­вары вы­пол­няют функции денег. Даже если пы­таться «вы­во­дить» деньги из про­стого то­ва­ро­об­мена, не­об­хо­димо при­знать: для того чтобы они стали день­гами, нужен был от­но­си­тельный из­быток этих то­варов, по­скольку они должны были ис­поль­зо­ваться их по­тре­би­те­лями не по на­зна­чению (не в со­от­вет­ствии с их по­тре­би­тельной цен­но­стью). Но в случае из­бытка таких то­варов они бы уже не поль­зо­ва­лись по­вы­шенным спросом. В со­от­вет­ствии с ло­гикой Смита и многих со­вре­менных ав­торов, эти то­вары не могли пре­тен­до­вать на статус денег, так как не было ос­но­ваний рас­счи­ты­вать на то, что никто не от­ка­жется взять их в обмен на ре­зуль­таты соб­ствен­ного труда. Если про­ис­хож­дение денег ис­кать в то­ва­ро­об­мене, то по­лу­ча­ется, что «каждый ра­зумный че­ловек» сна­чала должен был ли­шиться ра­зума, иначе сложно объ­яс­нить, по­чему он вдруг за­хотел об­ме­ни­вать ре­зуль­таты своего труда на не­нужные ему пред­меты. Только по­теряв остатки ра­зума, такой че­ловек мог на­де­яться, что по­явятся столь же не­ра­зумные люди, ко­торые начнут по­сту­пать ана­ло­гичным об­разом, что выбор не­нужных пред­метов у них сов­падёт, и они станут тогда «все­общим ору­дием тор­говли», при­об­ретя не­из­вестно как спо­соб­ность быть все­общим эк­ви­ва­лентом. Абсурд­ность дан­ного пред­по­ло­жения оче­видна. Неслу­чайно все фи­ло­софы и эко­но­мисты (до А. Смита и после него), за­ни­мав­шиеся про­блемой денег, фак­ти­чески под­ме­няли во­прос об их по­яв­лении темой не­об­хо­ди­мости денег для товарообмена.

Между тем все рас­суж­дения при­об­ре­тают ло­ги­че­скую строй­ность, если осо­знать, что со­ци­альная не­об­хо­ди­мость денег за­клю­ча­лась не просто в обес­пе­чении то­вар­ного об­мена, а была вы­звана по­треб­но­стью фор­ми­ро­вания кре­дитных от­но­шений между от­но­си­тельно не­за­ви­си­мыми и сво­бод­ными субъ­ек­тами, число ко­торых уве­ли­чи­ва­ется на каждой новой стадии ис­то­ри­че­ского раз­вития че­ло­ве­че­ства. Можно даже ска­зать, что деньги ока­за­лись нужны прежде всего для того, чтобы рас­крыть и рас­ши­рить со­ци­альные го­ри­зонты че­ло­ве­че­ской сво­боды, по­ни­ма­емой в кон­тексте не­об­хо­ди­мости ре­а­ли­зации че­ло­ве­че­ского по­тен­циала, твор­че­ского на­чала и ра­зум­ного со­дер­жания ин­ди­ви­ду­аль­ности, обес­пе­чивая условия со­ци­аль­ного раз­вития. Глу­бинное ос­но­вание этого раз­вития, как мы уже от­ме­чали, со­стоит в том, что одни члены об­ще­ства го­товы вно­сить больший вклад в со­здание ма­те­ри­альных и ду­ховных благ, чем по­лу­чают или могут по­лу­чить в тот или иной кон­кретный пе­риод от других членов. Появ­ление денег зна­ме­но­вало собой на­чало функ­ци­о­ни­ро­вания со­ци­аль­ного ме­ха­низма ор­га­ни­зации и ре­а­ли­зации кре­дитных от­но­шений, опре­де­ля­ющих си­стему есте­ственных прав и обя­зан­но­стей членов общества.

Итак, важно по­нять, что деньги — не просто сред­ство об­мена, ко­то­рому было при­ду­мано аб­страктное опре­де­ление все­об­щего эк­ви­ва­лента, а со­ци­альный ин­стру­мент фик­сации и ре­а­ли­зации прав кре­ди­торов. Поэтому обес­це­нение денег от­ра­жает на­личие крупных дис­про­порций в си­стеме фор­ми­ро­вания и рас­пре­де­ления прав и обя­зан­но­стей в го­су­дар­стве и об­ще­стве, от­сут­ствие пол­но­ценных кре­дитных от­но­шений, а также не­об­хо­димых условий для их развития.

Главная со­ци­ально-по­ли­ти­че­ская про­блема за­клю­ча­ется в том, что ве­ли­чина есте­ственных прав не может оста­ваться по­сто­янной. Появ­ление есте­ствен­ного права у кре­ди­торов, в част­ности, в виде при­знания их права на власть, на соб­ствен­ность и т.д., не может само по себе со­хра­няться в одних и тех же объ­ёмах не­огра­ни­ченное время. Это право огра­ни­чено пе­ри­одом, в те­чение ко­то­рого ре­зуль­таты де­я­тель­ности кре­ди­торов спо­соб­ствуют со­ци­аль­ному раз­витию и ре­а­ли­зации че­ло­ве­че­ского по­тен­циала (включая по­тен­циал той или иной формы ор­га­ни­зации со­циума). Вели­чина ука­зан­ного по­тен­циала опре­де­ля­ется пре­дельно воз­можным уровнем раз­де­ления труда и раз­ви­тием спо­соб­но­стей людей при данной форме ор­га­ни­зации своего об­ще­жития и под­дер­жи­ва­емой си­стеме уста­нов­ленных в го­су­дар­стве (но уже не есте­ственных) прав и обя­зан­но­стей. Несо­от­вет­ствие между по­ло­жи­тель­ными за­ко­нами и есте­ственно при­зна­ва­е­мыми пра­вами и обя­зан­но­стями на прак­тике про­яв­ля­ется в рас­про­стра­нении пред­став­лений о том, что сло­жив­шаяся в го­су­дар­стве и об­ще­стве си­стема прав и обя­зан­но­стей не­спра­вед­лива. Такое не­со­от­вет­ствие воз­ни­кает по­тому, что бывшие кре­ди­торы до­ста­точно часто стре­мятся со­хра­нить за собой права, ко­торые уже не поль­зу­ются при­зна­нием у других членов об­ще­ства (бывших долж­ников). Если по­добное стрем­ление ре­а­ли­зу­ется (на­пример, бла­го­даря об­ра­зо­ванию мо­но­полий и предот­вра­щению воз­можной кон­ку­ренции), бывшие кре­ди­торы могут пре­вра­титься в не­пла­тё­же­спо­собных долж­ников об­ще­ства. В ре­зуль­тате про­ис­ходит де­фор­мация со­от­вет­ствия между есте­ствен­ными пра­вами и обя­зан­но­стями членов об­ще­ства и со­ци­альных групп, при­ни­ма­ющая формы на­силия, гра­бежа, экс­плу­а­тации, со­ци­ально-по­ли­ти­че­ских кон­фликтов и рас­падов со­ци­альных и по­ли­ти­че­ских образований.

По мере роста об­ще­ствен­ного ор­га­низма из­ме­ня­лась и форма фик­сации прав кре­ди­торов, ста­но­вясь всё более обез­ли­ченной (в виде знаков от­личия, го­су­дар­ственных ре­галий, а также де­нежных ин­стру­ментов). В част­ности, про­изошло обез­ли­чи­вание власти: не власть стала ат­ри­бутом кон­крет­ного че­ло­века как кре­ди­тора об­ще­ства, а че­ловек стал на­хо­диться при власти. При этом не го­су­дар­ство, уста­но­вившее обя­за­тельный по­рядок на­ло­го­об­ло­жения граждан, ока­зы­ва­лось кре­ди­тором об­ще­ства, а об­ще­ство (в лице всех ра­бо­то­спо­собных на­ло­го­пла­тель­щиков) — кре­ди­тором го­су­дар­ства, ожи­да­ющим от пред­ста­ви­телей власти ис­пол­нения опре­де­лённых об­ще­ственно по­лезных обя­зан­но­стей. Вместе с тем ши­рокое рас­про­стра­нение по­лу­чили ра­бо­лепные пред­став­ления о том, что рас­пре­де­ление ос­новных форм воз­на­граж­дения за­висит от про­из­воль­ного усмот­рения власть имущих. При этом, как пра­вило, за­кры­ва­лись глаза на тот факт, что го­су­дар­ственная власть может кого-либо обла­го­де­тель­ство­вать, то есть что-либо кому-либо предо­ста­вить только после того, как она пред­ва­ри­тельно от­ни­мает это у кого-то дру­гого. Правда, как сви­де­тель­ствует ис­то­ри­че­ский опыт, ра­бо­лепное от­но­шение в об­ще­стве к пред­ста­ви­телям власти со­хра­ня­ется лишь до тех пор, пока они окон­ча­тельно не по­те­ряют кредит до­верия со­циума. Тем самым кре­дитная при­рода со­ци­аль­ного права на власть по­сто­янно даёт о себе знать1. Но по­скольку это не осо­зна­ва­лось, воз­никли не­кор­ректные опре­де­ления вла­стей пре­дер­жащих как «слуг на­рода» при со­хра­нении пред­став­лений о го­су­дар­стве как ис­точ­нике «все­об­щего блага». Подобные опре­де­ления не только не со­дей­ствуют адек­ватным умо­за­клю­че­ниям от­но­си­тельно зна­чения го­су­дар­ственной власти, но и спо­соб­ствуют лож­ному по­ни­манию пол­но­мочий и от­вет­ствен­ности властных структур.

Понятие «общее благо» — крайне рас­плыв­чатое и не­кон­кретное — при­водит к раз­мытым опре­де­ле­ниям функций и задач го­су­дар­ства. При рас­про­стра­нении пред­став­лений о го­су­дар­стве как ин­стру­менте обес­пе­чения «все­об­щего блага» на прак­тике целью всегда ока­зы­ва­лось со­хра­нение сло­жив­ше­гося об­ще­ствен­ного по­рядка. А под­дер­жание по­рядка, ко­торый по­зи­ци­о­ни­ро­вался как «благо це­лого», на деле сво­ди­лось к си­ло­вому об­слу­жи­ванию и за­щите при­ви­легий властных структур. При этом до­сти­жение и об­ла­дание вла­стью не­из­бежно вос­при­ни­ма­лось как об­ла­дание благом, для со­хра­нения ко­то­рого, по­мимо при­ме­нения силы, ис­поль­зо­ва­лись раз­личные идео­ло­ги­че­ские или ре­ли­ги­озные обос­но­вания го­су­дар­ственной власти как блага для всех. Однако в те­чение ис­тории су­ще­ство­вания раз­личных го­су­дар­ственных об­ра­зо­ваний по­добные обос­но­вания, как и при­ме­нение пред­ста­ви­те­лями власти силы, не­од­но­кратно де­мон­стри­ро­вали свою не­до­ста­точ­ность для ре­а­ли­зации данной цели.

Зна­чение и функции ор­ганов го­су­дар­ственной власти и меж­го­су­дар­ственных об­ра­зо­ваний, а сле­до­ва­тельно, на­прав­ления и цели го­су­дар­ствен­ного ре­гу­ли­ро­вания нужно оце­ни­вать ис­клю­чи­тельно в кон­тексте фор­ми­ро­вания мно­го­уров­невой струк­туры стра­хо­вания условий, обес­пе­чи­ва­ющих по­сту­па­тельное со­ци­ально-эко­но­ми­че­ское раз­витие. Пока­за­тели и ре­зуль­таты по­след­него не­об­хо­димо оце­ни­вать не просто на ос­нове данных об объ­ёмах про­из­вод­ства или уровне ВВП, а с учётом наи­более ра­ци­о­наль­ного ис­поль­зо­вания че­ло­ве­че­ского по­тен­циала. Понятие «со­ци­ально-эко­но­ми­че­ское раз­витие» на­пол­ня­ется смыс­ловым со­дер­жа­нием только тогда, когда от­ра­жает при­ра­щение и уве­ли­чение мно­го­об­разия со­ци­альных связей, сти­му­ли­ру­ющих даль­нейшее рас­крытие спо­соб­но­стей и воз­мож­но­стей че­ло­века. По сути дела, со­ци­ально-эко­но­ми­че­ское раз­витие — это про­цесс по­сто­ян­ного по­иска, на­хож­дения и вос­про­из­вод­ства адек­ватной си­стемы прав и обя­зан­но­стей членов об­ще­ства, поз­во­ля­ющей под­дер­жи­вать их не­об­хо­димый ба­ланс. Адек­ватной данная си­стема ока­зы­ва­ется до тех пор, пока она спо­соб­ствует есте­ствен­ному рас­ши­рению кре­дитных от­но­шений. Только в этом случае обес­пе­чи­ва­ются условия для рас­крытия воз­мож­но­стей и спо­соб­но­стей ин­ди­видов, что про­яв­ля­ется в рас­ши­рении сво­боды их твор­че­ства, углуб­лении раз­де­ления труда и в укреп­лении со­ци­альной ин­те­грации, уровня со­ци­альной вза­и­мо­за­ви­си­мости и со­ци­аль­ного партнёрства.

Стра­хо­вание условий со­ци­ально-эко­но­ми­че­ского раз­вития (как главной функции го­су­дар­ства) вклю­чает в себя уста­нов­ление за­ко­но­да­тельных актов, за­щи­ща­ющих права дей­стви­тельных кре­ди­торов об­ще­ства. Такое стра­хо­вание пред­по­ла­гает также под­дер­жание фун­да­мен­тальных на­учных ис­сле­до­ваний, фор­ми­ро­вание ор­га­ни­за­ци­онных, ма­те­ри­ально-тех­ни­че­ских и иных условий, спо­соб­ству­ющих пол­но­ценной жиз­не­де­я­тель­ности граждан. Речь идёт о мерах, на­прав­ленных на сни­жение риска воз­ник­но­вения и ми­ни­ми­зацию по­след­ствий при­родных и тех­но­генных ка­та­строф, эпи­демий и пан­демий и т.п. Осо­бен­ность адек­ват­ного вы­пол­нения го­су­дар­ством стра­ховой функции (по срав­нению с лю­быми дру­гими стра­хо­выми ком­па­ниями) за­клю­ча­ется в том, что го­су­дар­ственная власть должна уде­лять ос­новное вни­мание не об­ра­зо­ванию стра­ховых фондов в де­нежной форме, а со­зданию со­от­вет­ству­ющих ма­те­ри­альных ре­зервов и раз­витию объ­ектов со­ци­альной и эко­но­ми­че­ской инфраструктуры.

В си­ту­ации уси­ления про­цессов гло­ба­ли­зации се­рьёзной про­блемой, не­ре­шён­ность ко­торой чре­вата крайне не­га­тив­ными по­след­ствиями, яв­ля­ется обес­пе­чение стра­хо­вания на случай глу­боких струк­турных из­ме­нений и спадов эко­но­ми­че­ской ак­тив­ности. Такие из­ме­нения не­из­бежно со­про­вож­да­ются ро­стом мас­совой без­ра­бо­тицы и обостре­нием со­ци­альной на­пря­жён­ности. Необ­ходим стра­ховой ме­ха­низм, поз­во­ля­ющий не только сгла­жи­вать не­га­тивные по­след­ствия, свя­занные с по­ра­же­нием тех или иных участ­ников в кон­ку­рентной борьбе, но и пре­пят­ство­вать фор­ми­ро­ванию мо­но­полий, под­дер­жи­вать ры­ночные кон­ку­рентные прин­ципы хо­зяй­ство­вания. При этом клю­чевым фак­тором ло­ка­ли­зации и не­до­пу­щения пол­но­мас­штаб­ного рас­про­стра­нения не­га­тивных со­ци­ально-эко­но­ми­че­ских по­след­ствий кри­зисных яв­лений должно быть предот­вра­щение цепной ре­акции по­тери де­нежных средств пред­ста­ви­те­лями ре­аль­ного сек­тора эко­но­мики и ла­ви­но­об­раз­ного со­кра­щения объёма кре­дитных от­но­шений, к чему до сих пор при­водит не­пла­тё­же­спо­соб­ность банков и фи­нан­совых ин­сти­тутов. Банк­рот­ство и лик­ви­дация банка как юри­ди­че­ского лица (со­здан­ного учре­ди­те­лями для из­вле­чения при­были) должны со­про­вож­даться ме­рами, га­ран­ти­ру­ю­щими его кли­ентам (пред­при­я­тиям и граж­данам) воз­мож­ность бес­пе­ре­бой­ного ис­поль­зо­вания при­над­ле­жащих им де­нежных средств (за вы­четом обя­за­тельств банков по вы­плате про­центов), то есть ме­ро­при­я­тиями, на­прав­лен­ными на со­хра­нение банка как со­ци­ально-эко­но­ми­че­ской функции. Целе­со­об­разно ока­зание и прямой дей­ственной по­мощи (при на­личии ясных и про­зрачных условий её предо­став­ления) тем участ­никам рынка, ко­торые хотя и про­иг­рали в кон­ку­рентной борьбе, но спо­собны про­из­вести не­об­хо­димую пе­ре­груп­пи­ровку сил для её про­дол­жения. Понятно, что такую по­мощь не­об­хо­димо предо­став­лять и тем членам об­ще­ства, ко­торые на­хо­дятся в си­ту­ации, когда ещё или уже не в со­сто­янии сами о себе позаботиться.

С нашей точки зрения, не­ра­ци­о­нальна и ущербна по­зиция ра­ди­кальных ли­бе­ралов, со­гласно ко­торой опора на внешнюю по­мощь всегда де­струк­тивна, по­скольку якобы она яв­ля­ется ком­пен­са­цией за не­удачу и легко пре­вра­ща­ется в по­ощ­рение без­от­вет­ствен­ности. В кон­тексте пра­вовых от­но­шений, ос­но­ванных на раз­витии кре­дитных от­но­шений, такая по­мощь идёт на пользу со­ци­аль­ному раз­витию об­ще­ства, под­дер­живая условия для рас­крытия новых сторон и воз­мож­но­стей са­мо­ре­а­ли­зации ин­ди­видов, включая шанс на­хож­дения таких на­прав­лений твор­че­ства, ко­торые просто не­воз­можно за­ранее преду­га­дать. Кроме того, об­ладая большей без­опас­но­стью на случай не­пред­ви­денных или не­га­тивных из­ме­нений, члены об­ще­ства со­хра­няют более оп­ти­ми­стичное ми­ро­воз­зрение, большую веру в соб­ственные силы, спо­соб­ность дер­жаться на плаву и ока­зы­вать не­об­хо­димую кре­дитную под­держку другим. Как сви­де­тель­ствует жиз­ненный опыт, на­дежда — лучший стимул, чем страх, куль­ти­ви­ру­ющий раб­скую пси­хо­логию в об­ще­стве, ко­торое от этого ста­но­вится не более устой­чивым, а более хрупким, под­вер­женным угрозе глу­бо­кого рас­кола. Для ста­биль­ного по­сту­па­тель­ного раз­вития тре­бу­ется со­че­тание ин­ди­ви­ду­альной от­вет­ствен­ности и энергии с на­ли­чием со­ци­альной под­держки и вза­и­мо­по­мощи (как формы кре­дитных от­но­шений), что не поз­во­ляет одним членам об­ще­ства зло­упо­треб­лять своими пре­иму­ще­ствами (включая и пре­иму­ще­ства в кон­ку­рентной борьбе), а другим — зло­упо­треб­лять раз­лич­ными фор­мами по­мощи со сто­роны со­ци­альных институтов.

Тео­ре­ти­чески оплату чле­нами об­ще­ства на­логов и сборов можно срав­нить со своего рода по­купкой ими обя­за­тель­ного со­ци­аль­ного стра­хо­вого по­лиса. Поэтому при не­пра­во­мерном по­ку­шении на их соб­ствен­ность, при утрате тру­до­спо­соб­ности и иму­ще­ства в связи со сти­хий­ными бед­ствиями, не­счаст­ными слу­чаями и т.д. они вправе рас­счи­ты­вать на по­мощь со сто­роны государства.

Особо под­черкнём, что вы­пол­нение го­су­дар­ством функций, на­прав­ленных на стра­хо­вание условий со­ци­аль­ного раз­вития, не имеет ни­чего об­щего с ком­мер­че­ской де­я­тель­но­стью го­су­дар­ственных пред­при­ятий или ор­га­ни­заций с уча­стием го­су­дар­ства, на­це­ленных на из­вле­чение при­были2. С этой точки зрения, крайне не­га­тивной оценки за­слу­жи­вают ши­роко рас­про­стра­ня­ю­щиеся в России в по­следнее время идеи о «частно-го­су­дар­ственном парт­нёр­стве». Напомним, что идеи «со­ци­ально-кор­по­ра­тив­ного го­су­дар­ства» или «со­ци­аль­ного парт­нёр­ства» го­су­дар­ства и биз­неса в 20-е годы про­шлого сто­летия ак­тивно раз­ви­вали ита­льян­ские фа­шисты. Соци­ально-по­ли­ти­че­ские по­след­ствия ре­а­ли­зации этих идей на прак­тике всем известны.

Кроме того, по­ни­мание кре­дитной при­роды денег поз­во­ляет уяс­нить, что го­су­дар­ство, хотя ему, бес­спорно, при­над­лежит ве­сомая роль в стра­хо­вании условий, не­об­хо­димых для раз­вития кре­дитных от­но­шений и обес­пе­чения де­неж­ного об­ра­щения, ни­когда не яв­ля­лось и не может рас­смат­ри­ваться в ка­че­стве ис­точ­ника денег для эко­но­мики. В на­сто­ящее время де­нежная эмиссия, с одной сто­роны, должна ос­но­вы­ваться на раз­витии кре­дитных от­но­шений, а с другой — обес­пе­чи­вать условия для та­кого раз­вития. Это пред­по­ла­гает со­от­вет­ству­ющие прин­ципы ор­га­ни­зации бан­ков­ской си­стемы, кор­рек­ти­ровку ос­новных ори­ен­тиров де­я­тель­ности и пе­ре­оценку функций ком­мер­че­ских банков, ме­ха­низмов их вза­и­мо­дей­ствия с Цен­тральным банком, а также обес­пе­чение как можно более полной не­за­ви­си­мости всего бан­ков­ского сек­тора от пра­ви­тель­ства. Важно только уточ­нить, что зна­чение ком­мер­че­ских банков за­клю­ча­ется не просто в пе­ре­рас­пре­де­лении вре­менно сво­бодных де­нежных ре­сурсов (как это при­нято счи­тать), а в ак­тивном уча­стии в их фор­ми­ро­вании в про­цессе кре­дитной де­я­тель­ности. Такое уча­стие воз­можно, правда, только в том случае, если ком­мер­че­ские банки сами по­лу­чают кре­дитную под­держку со сто­роны Цен­траль­ного банка, ко­торая поз­во­ляет им в полном объёме ис­пол­нять все свои те­кущие обя­за­тель­ства перед пред­ста­ви­те­лями ре­аль­ного сек­тора эко­но­мики. Поэтому де­нежная эмиссия Цен­траль­ного банка должна быть на­це­лена на адек­ватную кре­дитную под­держку банков и обес­пе­чение со­ци­аль­ного до­верия к бан­ков­ской си­стеме, а не пре­вра­щаться (как это про­изошло в нашей стране) в про­из­водную от объ­ёмов по­сту­па­ющей в страну ино­странной валюты.

При осо­знании кре­дитной при­роды денег и со­ци­альных прав в целом ста­но­вятся оче­вид­ными при­чина и вся па­губ­ность по­сто­янно пред­при­ни­ма­емых вла­стью по­пыток уста­но­вить и утвер­дить го­су­дар­ственную мо­но­полию на де­нежную эмиссию, подмяв под себя сферу де­нежно-кре­дитных от­но­шений и «де­нежную власть» в об­ще­стве. Как сви­де­тель­ствуют мно­го­чис­ленные факты, под­чи­нение пред­ста­ви­те­лями го­су­дар­ственной власти кре­дитных ин­сти­тутов сти­му­ли­рует не­ра­ци­о­нальное ис­поль­зо­вание ре­сурсов об­ще­ства, спо­соб­ствует ин­фляции и дис­функции денег, что не­га­тивно от­ра­жа­ется на раз­витии пол­но­ценных кре­дитных от­но­шений в об­ще­стве. Устраняя не­за­ви­си­мость бан­ков­ской си­стемы, кон­тро­лируя все кре­дитные по­токи, опре­деляя раз­меры и струк­туру де­нежной эмиссии, го­су­дар­ственная власть воз­дей­ствует на жизнь об­ще­ства и его от­дельных членов, жёстко ре­гла­мен­тируя на­прав­ления со­ци­ально-эко­но­ми­че­ской де­я­тель­ности ин­ди­видов. Если во­время не скор­рек­ти­ро­вать такую си­ту­ацию, она с не­из­беж­но­стью под­толкнёт об­ще­ство в про­пасть то­та­ли­та­ризма, и тогда раз­го­воры о бла­го­при­ятных пер­спек­тивах эко­но­мики, из­ме­нении её струк­туры и по­вы­шении ин­но­ва­ци­онной со­став­ля­ющей, о до­сти­жении не­об­хо­ди­мого уровня со­ци­альной ин­те­грации и т.д. ока­жутся бессмысленными.

Рамки статьи не поз­во­лили рас­смот­реть все ас­пекты, ка­са­ю­щиеся но­вого про­чтения кон­цепции фор­ми­ро­вания го­су­дар­ства и права, из­ме­нён­ного ра­курса зрения на прин­ципы, ме­тоды и цели го­су­дар­ствен­ного ре­гу­ли­ро­вания. Общий вывод, ко­торый вы­те­кает из вы­ше­из­ло­жен­ного, за­клю­ча­ется, во-первых, в не­об­хо­ди­мости рас­смат­ри­вать го­су­дар­ственную власть и деньги как про­из­водные от есте­ственно воз­ни­ка­ющих в об­ще­стве кре­дитных от­но­шений между людьми. Во-вторых, адек­ват­ность го­су­дар­ствен­ного ре­гу­ли­ро­вания, а также на­прав­лений де­я­тель­ности ор­ганов го­су­дар­ственной власти раз­личных уровней сле­дует ана­ли­зи­ро­вать и оце­ни­вать прежде всего сквозь призму их со­от­вет­ствия за­дачам стра­хо­вания и под­дер­жания пол­но­ценных кре­дитных от­но­шений как ба­зо­вого условия со­ци­ально-эко­но­ми­че­ского раз­вития. Такой подход, с нашей точки зрения, поз­во­ляет не только де­ми­фо­ло­ги­зи­ро­вать пред­став­ления о воз­мож­но­стях го­су­дар­ствен­ного вме­ша­тель­ства и го­су­дар­ствен­ного ре­гу­ли­ро­вания, но и по-но­вому взгля­нуть на про­блему фе­де­ра­лизма, раз­гра­ни­чение пред­метов ве­дения, пол­но­мочий и от­вет­ствен­ности субъ­ектов Феде­рации, а также на роль и зна­чение меж­го­су­дар­ственных ин­сти­тутов. Данный тео­ре­ти­че­ский фун­да­мент яв­ля­ется пред­по­чти­тельной ос­новой для опре­де­ления прин­ципов со­гла­со­вания де­я­тель­ности и ин­те­ресов раз­личных по­ли­ти­че­ских об­ра­зо­ваний, на­хож­дения путей ми­ни­ми­зации со­ци­ально-по­ли­ти­че­ских рисков, включая риски со­ци­аль­ного рас­пада и воз­ник­но­вения меж­ду­на­родных конфликтов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сорос Дж. Про­гнозы: Будущее в форме буквы W ⁄⁄ Ведо­мости. 2010. 15 января.

2. Мар­ты­ненко В. В. Пере­осмыс­ление фи­ло­соф­ской кон­цепции есте­ствен­ного права ⁄⁄ Вопросы фи­ло­софии. 2009. № 8.

3. Мар­ты­ненко В. В. Соци­альная фи­ло­софия денег ⁄⁄ Вопросы фи­ло­софии. 2008. № 11.

4. Смит А. Исс­ле­до­ва­ние о при­ро­де и при­чи­нах бо­гатс­т­ва на­ро­дов. М.: Эксмо, 2007.

 ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ

С день­гами про­ис­хо­дила по­хожая ме­та­мор­фоза. Воз­никнув как ин­стру­мент фик­сации прав опре­де­лённых кре­ди­торов, они в про­цессе всё более ши­ро­кого ис­поль­зо­вания в рас­чётах за то­вары и услуги (то есть ре­а­ли­зации кре­ди­то­рами своих прав) при­об­рели ано­нимный по от­но­шению к каж­дому кон­крет­ному кре­ди­тору ха­рактер. В ре­зуль­тате у раз­личных членов об­ще­ства по­яви­лась воз­мож­ность, став об­ла­да­те­лями денег, при­об­рести права и при­ви­легии, не при­кла­дывая особых усилий, не ста­но­вясь кре­ди­то­рами об­ще­ства и не ис­полняя не­об­хо­димых обя­зан­но­стей. Если по­добные зло­упо­треб­ления при­об­ре­тают зна­чи­тельный размах, это ведёт к обес­це­ни­ванию денег. Иными сло­вами, и здесь кре­дитная при­рода со­ци­аль­ного права не­из­менно на­по­ми­нает о себе.

В случае по­лу­чения та­кими пред­при­я­тиями и ор­га­ни­за­циями при­были она должна рас­смат­ри­ваться как форма до­пол­ни­тель­ного на­ло­го­об­ло­жения граждан и в полном объёме учи­ты­ваться в ка­че­стве до­ходов го­су­дар­ствен­ного бюджета.