ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ ДЕНЕГ
В ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

П
 
 

переживаемая се­го­дня со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ская и со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ская си­ту­а­ции в стра­не и в мире в оче­ред­ной раз с осо­бой на­гляд­но­стью де­мон­стри­ру­ет не­об­хо­ди­мость пе­ре­осмыс­ле­ния од­ной из важ­ней­ших форм со­ци­аль­ных свя­зей, ка­кой яв­ля­ют­ся день­ги; их роль в фор­ми­ро­ва­нии и функ­ци­о­ни­ро­ва­нии граж­дан­ско­го об­ще­ства. Этот во­прос на­пря­мую за­тра­ги­ва­ет пе­ре­оцен­ку со­ци­аль­но­го и по­ли­ти­че­ско­го зна­че­ния бан­ков­ской си­сте­мы, усло­вий и ме­то­дов ре­гу­ли­ро­ва­ния бан­ков­ской де­я­тель­но­сти, в зна­чи­тель­ной мере опре­де­ля­ю­щих ха­рак­тер со­ци­аль­ных от­но­ше­ний, кар­кас го­су­дар­ства и граж­дан­ско­го об­ще­ства. Важно осо­знать, что су­ще­ствен­ная часть со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских и по­ли­ти­че­ских про­блем в со­вре­мен­ном мире яв­ля­ет­ся след­стви­ем упро­щен­ных тео­ре­ти­че­ских опи­са­ний де­нег и контр­про­дук­тив­ной идео­ло­гии, опре­де­ля­ю­щей де­неж­ную политику.

Мне не­од­но­крат­но при­хо­ди­лось вы­ска­зы­вать­ся (в том чис­ле в мо­но­гра­фи­ях и на­уч­ных ста­тьях) на эту тему; разъ­яс­нять па­губ­ные по­след­ствия со­хра­не­ния ны­неш­ней де­неж­но-кре­дит­ной по­ли­ти­ки Банка России и ис­поль­зу­е­мых им ме­то­дов ре­гу­ли­ро­ва­ния ком­мер­че­ских бан­ков; пред­ла­гать и обос­но­вы­вать не­об­хо­ди­мость при­ня­тия сроч­ных мер по их из­ме­не­нию. К со­жа­ле­нию, прак­ти­че­ски все не­бла­го­при­ят­ные про­гно­зы и ре­зуль­та­ты, к ко­то­рым, как до­ка­зы­ва­лось, не­из­беж­но долж­на была при­ве­сти де­неж­но-кре­дит­ная и фи­нан­со­вая по­ли­ти­ка Правительства и Банка России, се­го­дня сбы­ва­ют­ся. Несмотря на при­сут­ствие круп­но­мас­штаб­ных ва­лют­ных ре­зер­вов и фон­дов Правительства и Банка России, а, если быть бо­лее точ­ным по при­чи­не их на­коп­ле­ния, со­хра­ня­ет­ся вы­со­кая сте­пень рис­ка воз­ник­но­ве­ния си­стем­но­го фи­нан­со­во­го и со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са с труд­но пред­ска­зу­е­мы­ми со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­скими последствиями.

Сожаление вы­зы­ва­ет и то, что ака­де­ми­че­ская со­цио­ло­гия, с са­мо­го на­ча­ла убеж­дая себя и дру­гих, что она за­ни­ма­ет­ся об­ще­ством как «це­лым», изу­че­ни­ем осо­бо­го рода «це­лост­но­сти», от­нес­ла про­бле­му де­нег к во­про­сам эко­но­ми­че­ской на­у­ки, вос­при­ни­мая день­ги в ос­нов­ном как дан­ное и со­сре­до­то­чив глав­ное вни­ма­ние на так на­зы­ва­е­мых вне­эко­но­ми­че­ских ис­точ­ни­ках со­ци­аль­но­го мира. Первопричина де­нег не­из­мен­но вы­во­дит­ся ис­клю­чи­тель­но из то­вар­но­го об­ме­на1, а сами день­ги ин­тер­пре­ти­ру­ют­ся глав­ным об­ра­зом как сред­ство об­ра­ще­ния и сме­ши­ва­ют­ся с их ис­то­ри­че­ски из­мен­чи­вой фор­мой2. Все это по­рож­да­ет не­адек­ват­ное от­но­ше­ние к де­неж­ной эмис­сии, ин­фля­ции и бан­ков­ской си­сте­ме. Отсюда вы­те­ка­ют мно­гие про­ти­во­ре­чия и труд­но­сти эф­фек­тив­но­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния го­су­дар­ства и граж­дан­ского общества.

Не слу­чай­но у нас не на­блю­да­ет­ся дав­но об­суж­да­е­мых и же­ла­е­мых сдви­гов в на­прав­ле­нии боль­шей ди­вер­си­фи­ка­ции эко­но­ми­ки и ее на­уч­но-тех­ни­че­ской со­став­ля­ю­щей, не про­ис­хо­дит рас­ши­ре­ния ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са, от­сут­ству­ет не­об­хо­ди­мый уро­вень со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ской ин­те­гра­ции об­ще­ства, угро­жа­ю­щи­ми тем­па­ми рас­тет ин­фля­ция и со­хра­ня­ет­ся вы­со­кий риск со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ско­го рас­па­да го­су­дар­ства. Усугубляется тре­вож­ная кар­ти­на тем, что при осо­зна­нии и обо­зна­че­нии все­го ком­плек­са не­ре­шен­ных со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских про­блем на­блю­да­ет­ся яв­ный де­фи­цит не толь­ко дей­ствен­ных ша­гов, спо­соб­ных су­ще­ствен­но улуч­шить сло­жив­шу­ю­ся об­ста­нов­ку, но и глу­бо­ких тео­ре­ти­че­ских раз­ра­бо­ток, ко­то­рые мо­гут быть ис­поль­зо­ва­ны в ка­че­стве ба­зо­вых под­хо­дов или ори­ен­ти­ров для при­ня­тия адек­ват­ных ре­ше­ний. По су­ще­ству, пред­ла­га­ют­ся лишь ва­ри­ан­ты из сме­ня­ю­щих друг дру­га двух на­бо­ров со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ских мер (ли­бе­раль­но-ры­ноч­ных и го­су­дар­ствен­но-ди­ри­жист­ских) с вы­дви­же­ни­ем од­них и тех же ар­гу­мен­тов в за­щи­ту или опро­вер­же­ние каж­до­го из них. При этом, как это ни па­ра­док­саль­но, фун­да­мен­таль­ные не­до­стат­ки, не поз­во­ля­ю­щие рас­счи­ты­вать на по­лу­че­ние се­рьез­ных по­ло­жи­тель­ных ре­зуль­та­тов от при­ме­не­ния ука­зан­ных мер, до сих пор в пол­ной мере оста­ют­ся не вы­яв­лен­ны­ми. В этих усло­ви­ях при­зы­вы к со­че­та­нию ры­ноч­ных ме­ха­низ­мов с ин­стру­мен­та­ми го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских про­цес­сов так­же ока­зы­ва­ются малопродуктивными!

Хотя эти про­бле­мы яв­ля­ют­ся об­щи­ми для всех стран мира, на­хож­де­ние пу­тей их ре­ше­ния, как это ча­сто слу­ча­ет­ся, стал­ки­ва­ет­ся с осо­бы­ми слож­но­стя­ми в России, где се­го­дня мож­но на­блю­дать «гре­му­чую смесь» из тео­ре­ти­че­ских и прак­ти­че­ских оши­бок в по­ли­ти­ке мо­не­тар­ных вла­стей, ко­то­рая ост­ро нуж­да­ет­ся в глу­бо­кой корректировке.

Базовая по­сыл­ка для та­кой кор­рек­ти­ров­ки за­клю­ча­ет­ся в по­ни­ма­нии того, что со­ци­аль­ная не­об­хо­ди­мость по­яв­ле­ния де­нег долж­на вы­во­дить­ся не из то­вар­но­го об­ме­на, а из по­треб­но­стей фор­ми­ро­ва­ния кре­дит­ных от­но­ше­ний меж­ду от­но­си­тель­но са­мо­сто­я­тель­ны­ми со­ци­аль­ны­ми субъ­ек­та­ми. Условия раз­ви­тия и го­ри­зон­таль­ной ин­те­гра­ции со­ци­у­ма объ­ек­тив­но пред­по­ла­га­ют обя­за­тель­ное на­ли­чие кре­дит­ных от­но­ше­ний и по­яв­ле­ние де­нег как кре­дит­но­го ин­стру­мен­та, фик­си­ру­ю­ще­го и опре­де­ля­ю­ще­го сво­е­го рода есте­ствен­ные со­ци­аль­ные пра­ва его об­ла­да­те­лей как кре­ди­то­ров об­ще­ства. И се­го­дня сфе­ру де­неж­но-кре­дит­ных от­но­ше­ний сле­ду­ет рас­смат­ри­вать как ос­но­ву фор­ми­ро­ва­ния от­но­си­тель­но не­за­ви­си­мой от власт­ной вер­ти­ка­ли си­сте­мы со­ци­аль­ных прав и обя­зан­но­стей в граж­дан­ском обществе3.

Иными сло­ва­ми, важ­но осо­знать, что день­ги не про­сто сред­ство об­ме­на, на­де­лен­ное фи­ло­со­фа­ми и эко­но­ми­ста­ми аб­стракт­ным опре­де­ле­ни­ем все­об­ще­го эк­ви­ва­лен­та, а со­ци­аль­но-пра­во­вой ин­стру­мент, ос­но­ван­ный на при­зна­нии есте­ствен­ных прав кре­ди­то­ров об­ще­ства4. При этом обес­це­не­ние де­нег от­ра­жа­ет на­ли­чие круп­ных дис­про­пор­ций в си­сте­ме фор­ми­ро­ва­ния и рас­пре­де­ле­ния прав и обя­зан­но­стей в го­су­дар­стве, от­сут­ствие пол­но­цен­ных кре­дит­ных от­но­ше­ний в об­ще­стве, а так­же не­об­хо­ди­мых усло­вий для их фор­ми­ро­ва­ния и развития.

Раскрытие дан­но­го тео­ре­ти­че­ско­го по­ло­же­ния поз­во­ля­ет де­ми­фо­ло­ги­зи­ро­вать пред­став­ле­ния о воз­мож­но­стях рын­ка и го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния; по-но­во­му по­дой­ти к ре­ше­нию во­про­са, свя­зан­но­го с опре­де­ле­ни­ем по­ло­жи­тель­ных и не­га­тив­ных сто­рон функ­ци­о­ни­ро­ва­ния ин­сти­ту­та част­ной и го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти; пе­ре­фор­му­ли­ро­вать цели и функ­ции фи­нан­со­вых струк­тур и бан­ков­ской си­сте­мы. Вместе с тем, без его по­ни­ма­ния не­воз­мож­но вы­ра­бо­тать адек­ват­ные прин­ци­пы про­ве­де­ния де­неж­ной по­ли­ти­ки, вклю­чая дей­ствен­ные меры по борь­бе с ин­фля­ци­ей, а так­же сфор­ми­ро­вать не­об­хо­ди­мые ме­ха­низ­мы для ре­ше­ния зна­чи­тель­ной ча­сти эко­но­ми­че­ских и со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ских про­блем со­вре­мен­ной России. Узость и од­но­сто­рон­ность тра­ди­ци­он­ных трак­то­вок де­нег остав­ля­ют не­ре­шен­ным во­прос об обес­пе­че­нии их адек­ват­ного функционирования.

Предлагаемая мной кон­цеп­ция со­ци­аль­ной при­ро­ды де­нег преду­смат­ри­ва­ет прин­ци­пи­аль­но иной под­ход к фор­ми­ро­ва­нию де­неж­ной мас­сы, пе­ре­смотр от­но­ше­ния к це­лям и функ­ци­ям ком­мер­че­ских бан­ков, бан­ков­ской си­сте­мы в це­лом. Значение ком­мер­че­ских бан­ков за­клю­ча­ет­ся не про­сто в пе­ре­рас­пре­де­ле­нии вре­мен­но сво­бод­ных де­неж­ных ре­сур­сов, а в ак­тив­ном уча­стии в их фор­ми­ро­ва­нии в про­цес­се кре­дит­ной де­я­тель­но­сти. Денежная эмис­сия Центрального бан­ка долж­на быть на­це­ле­на на обес­пе­че­ние со­ци­аль­но­го до­ве­рия к бан­ков­ской си­сте­ме, а не пре­вра­щать­ся (как это про­ис­хо­дит у нас се­го­дня) в про­из­вод­ную от объ­е­мов по­сту­па­ю­щей в стра­ну ино­стран­ной ва­лю­ты5. Это озна­ча­ет не­об­хо­ди­мость на­ли­чия адек­ват­ных ме­ха­низ­мов под­держ­ки кре­дит­ной эмис­сии для ком­мер­че­ских бан­ков при адек­ват­ном над­зо­ре за ка­че­ством их кре­дит­ной по­ли­ти­ки. Требуется так­же жест­кое про­ти­во­дей­ствие лю­бым фор­мам мо­но­по­ли­за­ции бан­ков­ской деятельности6.

Кроме того, меры по по­вы­ше­нию об­щей об­ста­нов­ки до­ве­рия в об­ще­стве, и к бан­ков­ской си­сте­ме в осо­бен­но­сти, яв­ля­ясь усло­ви­ем раз­ви­тия кре­дит­ных от­но­ше­ний и эф­фек­тив­но­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния де­нег, долж­ны преду­смат­ри­вать не­об­хо­ди­мость устра­не­ния не толь­ко пря­мо­го, но и кос­вен­но­го уча­стия пра­ви­тель­ства в де­неж­ной эмис­сии. Гражданское об­ще­ство не мо­жет счи­тать­ся пол­но­цен­ным, если оно не в со­сто­я­нии про­ти­во­сто­ять мо­но­по­ли­сти­че­ским устрем­ле­ни­ям (как со сто­ро­ны го­су­дар­ствен­ной вла­сти, так и от­дель­ных бан­ков) уста­но­вить кон­троль над бан­ков­ской сфе­рой и раз­ви­ти­ем де­неж­но-кре­дит­ных от­но­ше­ний. Когда го­су­дар­ствен­ная власть «свер­ты­ва­ет» не­за­ви­си­мые де­неж­но-кре­дит­ные от­но­ше­ния и бан­ков­скую си­сте­му, опре­де­ля­ет раз­ме­ры и струк­ту­ру де­неж­ной эмис­сии, то это озна­ча­ет, что она воз­дей­ству­ет на всю жизнь об­ще­ства и его от­дель­ных чле­нов, огра­ни­чи­вая твор­че­ство и на­прав­ле­ния со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти ин­ди­ви­дов. Такая си­ту­а­ция, если ее во­вре­мя не скор­рек­ти­ро­вать, с не­из­беж­но­стью под­тал­ки­ва­ет об­ще­ство в про­пасть тоталитаризма).

В за­клю­че­ние еще раз под­черк­ну. Если по­ни­мать кре­дит­ную при­ро­ду де­нег (как, впро­чем, и есте­ствен­но фор­ми­ру­е­мых со­ци­аль­ных прав), то де­неж­ная эмис­сия долж­на, с од­ной сто­ро­ны, ос­но­вы­вать­ся на раз­ви­тии кре­дит­ных от­но­ше­ний внут­ри России, а с дру­гой — обес­пе­чи­вать усло­вия для это­го раз­ви­тия. Но это пред­по­ла­га­ет кар­ди­наль­ный пе­ре­смотр и из­ме­не­ние всей за­ко­но­да­тель­ной и нор­ма­тив­ной базы Банка России, иные прин­ци­пы ор­га­ни­за­ции и функ­ци­о­ни­ро­ва­ния на­шей бан­ков­ской си­сте­мы, иные ме­ха­низ­мы вза­и­мо­дей­ствия Центрального бан­ка и ком­мер­че­ских бан­ков, а так­же все­го бан­ков­ско­го сек­то­ра с правительством.7


 ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ

Сторонники ука­зан­ной точ­ки зре­ния, вы­де­ляя в ка­че­стве ос­но­во­по­ла­га­ю­щей функ­ции де­нег их функ­цию как сред­ства об­ме­на, и пред­став­ля­ют по­яв­ле­ние де­нег в виде то­ва­ра, поль­зо­вав­ше­го­ся по­вы­шен­ным спро­сом. Однако они упус­ка­ют из виду це­лый ряд фак­то­ров. Одним из наи­бо­лее оче­вид­ных яв­ля­ет­ся, на­при­мер, то об­сто­я­тель­ство, что по­треб­но­сти про­из­во­ди­те­лей то­ва­ров, поль­зо­вав­ших­ся по­вы­шен­ным спро­сом, по опре­де­ле­нию, долж­ны были пол­но­стью удо­вле­тво­рять­ся в ре­зуль­та­те об­ме­на их про­дук­ции на все осталь­ные то­ва­ры, ко­то­рые мог­ли быть про­из­ве­де­ны их контр­аген­та­ми при дан­ном уров­не раз­ви­тия то­вар­но­го про­из­вод­ства. Тот факт, что эти то­ва­ры сво­бод­но об­ме­ни­ва­лись на все дру­гие, не озна­ча­ет, что они вы­пол­ня­ли функ­ции де­нег. Для того что­бы стать день­га­ми, не­об­хо­дим был от­но­си­тель­ный из­бы­ток этих то­ва­ров, по­сколь­ку они долж­ны были ис­поль­зо­вать­ся их по­тре­би­те­ля­ми не по на­зна­че­нию (не в со­от­вет­ствии с их по­тре­би­тель­ной сто­и­мо­стью). Но в слу­чае по­яв­ле­ния из­быт­ка та­ких то­ва­ров они бы уже не поль­зо­ва­лись по­вы­шен­ным спро­сом, а, сле­до­ва­тель­но, и не мог­ли бы, со­глас­но точ­ке зре­ния при­вер­жен­цев дан­но­го под­хо­да, пре­тен­до­вать на ста­тус де­нег. Вместе с тем, если рас­смот­реть си­ту­а­цию с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми, ко­то­рые дей­стви­тель­но ста­ли од­ной из пер­вых форм де­нег, то в рам­ках про­сто­го то­ва­ро­об­ме­на в прин­ци­пе не­воз­мож­но убе­ди­тель­но объ­яс­нить по­яв­ле­ние по­вы­шен­но­го спро­са на них как на то­вар. При тра­ди­ци­он­ном под­хо­де оста­ют­ся не­вы­яс­нен­ны­ми мно­гие во­про­сы. В част­но­сти, по­че­му у кого-то из на­ших дав­них пред­ков во­об­ще по­яви­лась идея по­ме­нять свой при­год­ный для ин­ди­ви­ду­аль­но­го упо­треб­ле­ния то­вар, на­при­мер, на та­кой прак­ти­че­ски бес­по­лез­ный в то вре­мя для че­ло­ве­че­ской жиз­не­де­я­тель­но­сти ме­талл, ка­ким яв­ля­лось то же зо­ло­то? Как этот ме­талл во­об­ще мог ока­зать­ся то­ва­ром, не го­во­ря уже о том, что­бы стать та­ким то­ва­ром, ко­то­рый бы на­чал ак­тив­но ис­поль­зо­вать­ся раз­лич­ны­ми то­ва­ро­про­из­во­ди­те­ля­ми в об­мен на ре­зуль­та­ты сво­ей де­я­тель­но­сти? В су­ще­ству­ю­щих се­го­дня трак­тов­ках роли и функ­ции де­нег этот во­прос не рас­кры­ва­ет­ся. И не рас­кры­ва­ет­ся он по­то­му, что в боль­шин­стве эко­но­ми­че­ских тео­рий прак­ти­че­ски пол­но­стью иг­но­ри­ру­ет­ся со­ци­аль­ная при­ро­да де­нег, а в рам­ках со­ци­аль­ных тео­рий не­до­оце­ни­ва­ет­ся их кре­дит­ная сущность.■

Хотя оче­вид­но, что день­ги предо­став­ля­ют сво­им дер­жа­те­лям впол­не опре­де­лен­ные пра­ва, тем не ме­нее со­хра­ня­ет­ся пред­став­ле­ние о них как о не­ком, пусть и осо­бом или даже услов­ном, то­ва­ре, об­ла­да­ю­щем аб­стракт­ным ка­че­ством все­об­ще­го эк­ви­ва­лен­та. Указанного за­блуж­де­ния не мо­жет по­ко­ле­бать даже тот факт, что оцен­ки это­го «все­об­ще­го эк­ви­ва­лен­та» про­во­дят­ся по­сред­ством вы­яв­ле­ния ди­на­ми­ки цен на опре­де­лен­ные груп­пы то­ва­ров и услуг, а не наоборот.■

Разнообразные фор­мы об­ме­на все­гда были и, без­услов­но, долж­ны со­хра­нять­ся в ка­че­стве есте­ствен­но­го ком­по­нен­та ре­а­ли­за­ции прав и эко­но­ми­че­ской сво­бо­ды ин­ди­ви­дов, не­об­хо­ди­мых для раз­ви­тия че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ства. Но сам по себе об­мен то­ва­ра­ми и услу­га­ми ни­ко­гда не яв­лял­ся и не мо­жет пред­став­лять со­бой до­ста­точ­ное усло­вие ука­зан­но­го раз­ви­тия. Он не обес­пе­чи­ва­ет воз­мож­ность рас­ши­рен­но­го вос­про­из­вод­ства, из­ме­не­ние его струк­ту­ры, рас­ши­ре­ние про­цес­са раз­де­ле­ния тру­да, а яв­ля­ет­ся его ре­зуль­та­том. Важно осо­знать, что че­ло­ве­че­ское раз­ви­тие на­ча­лось и про­дол­жа­ет­ся толь­ко бла­го­да­ря тому, что меж­ду людь­ми есте­ствен­ным об­ра­зом ста­ли воз­ни­кать раз­лич­ные фор­мы кре­дит­ных от­но­ше­ний. Самым про­стым при­ме­ром мо­жет слу­жить за­бо­та о де­тях и их вос­пи­та­нии, что, прав­да, ха­рак­тер­но и для все­го жи­во­го на зем­ле. Особенность че­ло­ве­че­ско­го рода (в от­ли­чие от жи­вот­но­го мира) за­клю­ча­ет­ся в том, что та­кие вза­и­мо­от­но­ше­ния по­сте­пен­но ста­ли про­яв­лять­ся в про­цес­се вза­и­мо­дей­ствия лю­дей, ко­то­рые не были свя­за­ны ни­ка­ки­ми род­ствен­ны­ми уза­ми. Это и пред­опре­де­ли­ло по­яв­ле­ние та­ко­го со­ци­аль­но­го ин­сти­ту­та как деньги.

Иными сло­ва­ми, со­ци­аль­ное раз­ви­тие ока­зы­ва­ет­ся воз­мож­ным толь­ко при на­ли­чии от­но­ше­ний, ко­гда одни чле­ны об­ще­ства ока­зы­ва­ют­ся го­то­вы вно­сить боль­ший вклад в со­зда­ние ма­те­ри­аль­ных и ду­хов­ных благ, чем они по­лу­ча­ют или мо­гут по­лу­чить в тот или иной кон­крет­ный пе­ри­од вре­ме­ни от дру­гих его чле­нов; бла­го­да­ря тому, что одни люди, об­ла­дая бо­лее вы­со­ки­ми спо­соб­но­стя­ми и ре­а­ли­зуя их на прак­ти­ке, по соб­ствен­ной ини­ци­а­ти­ве ста­ли де­лить­ся ре­зуль­та­та­ми сво­ей де­я­тель­но­сти (вклю­чая зна­ния и опыт) с дру­ги­ми, удо­вле­тво­ряя их по­треб­но­сти, но по­лу­чая от них вза­мен обя­за­тель­ства в виде при­зна­ния их прав как кре­ди­то­ров. Вполне есте­ствен­ная нор­ма со­ци­аль­ной жиз­ни за­клю­ча­ет­ся в том, что толь­ко за тем че­ло­ве­ком мо­жет при­зна­вать­ся пра­во тре­бо­вать удо­вле­тво­ре­ния сво­их по­треб­но­стей за счет дру­гих лю­дей, кто при­ни­ма­ет на себя в от­вет со­от­вет­ству­ю­щие обя­за­тель­ства или пред­ва­ри­тель­но обес­пе­чи­ва­ет ре­зуль­та­та­ми сво­ей де­я­тель­но­сти удо­вле­тво­ре­ние чу­жих потребностей.

Замечу, что в рам­ках то­ва­ро­об­ме­на не­воз­мож­но го­во­рить о по­яв­ле­нии у контр­аген­тов прав или обя­зан­но­стей. Обмен яв­ля­ет­ся лишь ме­ха­низ­мом ре­а­ли­за­ции уже имев­ших­ся у них прав, в част­но­сти, на те или иные то­ва­ры или услу­ги. Кстати, не­по­ни­ма­ние ос­нов фор­ми­ро­ва­ния со­ци­аль­ных прав и обя­зан­но­стей, воз­ни­ка­ю­щих в усло­ви­ях кре­дит­ных от­но­ше­ний при­ве­ло к «по­треб­но­сти» на­гра­дить день­ги опре­де­ле­ни­ем все­об­щего эквивалента.■

Понятие «кре­ди­тор» вклю­ча­ет при­зна­ние его вкла­да дру­ги­ми чле­на­ми об­ще­ства в виде на­де­ле­ния опре­де­лен­ны­ми пра­ва­ми (фор­ма фик­са­ции ко­то­рых мо­жет быть раз­лич­ной), к тому же кре­дит­ные от­но­ше­ния не­воз­мож­ны без при­ня­тия долж­ни­ка­ми на себя со­от­вет­ству­ю­щих обя­за­тельств. Проблема, од­на­ко, в том, что ха­рак­тер прав и обя­зан­но­стей не мо­жет оста­вать­ся по­сто­ян­ным. Он с не­из­беж­но­стью дол­жен ме­нять­ся по мере рас­ши­ре­ния че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ства, из­ме­не­ния со­ци­аль­ной роли и ме­ста от­дель­ных чле­нов и со­ци­аль­ных групп. Появление есте­ствен­но­го пра­ва у кре­ди­то­ров, в част­но­сти, в виде при­зна­ния их пра­ва на власть, на соб­ствен­ность и так да­лее, не мог­ло само по себе со­хра­нять­ся в те­че­ние не­огра­ни­чен­но­го вре­ме­ни. Это пра­во в сво­ем есте­ствен­ном (или спра­вед­ли­вом) зна­че­нии огра­ни­чи­ва­лось пе­ри­о­дом, в те­че­ние ко­то­ро­го ре­зуль­та­ты их де­я­тель­но­сти и ру­ко­вод­ства спо­соб­ство­ва­ли ре­а­ли­за­ции че­ло­ве­че­ско­го по­тен­ци­а­ла, вклю­чая по­тен­ци­ал той или иной фор­мы ор­га­ни­за­ции со­ци­у­ма. Величина по­тен­ци­а­ла того или ино­го об­ще­ства про­яв­ля­ет­ся в пре­дель­но воз­мож­ном уров­не раз­де­ле­ния тру­да и раз­ви­тии спо­соб­но­стей лю­дей при дан­ной фор­ме ор­га­ни­за­ции сво­е­го об­ще­жи­тия и под­дер­жи­ва­е­мой си­сте­ме уста­нов­лен­ных (но уже не есте­ствен­ных) прав и обя­зан­но­стей. Несоответствие в том или ином об­ще­стве меж­ду уста­нов­лен­ны­ми (по­ло­жи­тель­ны­ми за­ко­на­ми) пра­ва­ми и обя­зан­но­стя­ми чле­нов об­ще­ства и есте­ствен­но при­зна­ва­е­мы­ми пра­ва­ми и обя­зан­но­стя­ми на деле про­яв­ля­ет­ся в рас­про­стра­не­нии пред­став­ле­ний, что уста­нов­лен­ная си­сте­ма прав и обя­зан­но­стей не яв­ля­ет­ся спра­вед­ли­вой. В этом слу­чае мож­но счи­тать, что на­сту­пи­ло вре­мя, ко­гда долг об­ще­ства пе­ред его пер­во­на­чаль­ны­ми кре­ди­то­ра­ми ока­зы­вал­ся по­га­шен­ным. Однако быв­шие кре­ди­то­ры мо­гут зло­упо­треб­лять сво­и­ми ра­нее впол­не есте­ствен­ны­ми пра­ва­ми, тре­буя за­креп­ле­ния за со­бой вла­сти и име­ю­щих­ся при­ви­ле­гий. Эти пре­тен­зии пе­ре­ста­ют иметь под со­бой есте­ствен­ные ос­но­ва­ния. Удержание быв­ши­ми кре­ди­то­ра­ми вла­сти пре­вра­ща­ет­ся в фор­му не­ле­ги­тим­но­го (в зна­че­нии «не при­зна­ва­е­мо­го спра­вед­ли­вым») на­си­лия. Сохранение вла­сти за­быв­ши­ми кре­ди­то­ра­ми, пре­вра­тив­ши­ми­ся на деле в долж­ни­ков об­ще­ства, фор­ми­ру­ет ос­но­вы для есте­ствен­но­го рас­па­да или раз­ру­ше­ния власт­ной вер­ти­ка­ли и со­ци­аль­ной струк­ту­ры дан­ного общества.■

Сегодня ос­нов­ная про­бле­ма за­клю­ча­ет­ся в от­сут­ствии адек­ват­но­го по­ни­ма­ния со­ци­аль­но-обу­слов­лен­ных ме­ха­низ­мов де­неж­ной эмис­сии. Банк России, с од­ной сто­ро­ны, по­зи­ци­о­ни­ру­ет­ся в ка­че­стве един­ствен­но­го эмис­си­он­но­го цен­тра и ис­точ­ни­ка де­нег для эко­но­ми­ки. С дру­гой сто­ро­ны, ока­зы­ва­ет­ся, что осу­ществ­ля­е­мая Банком России де­неж­ная эмис­сия в на­сто­я­щее вре­мя про­из­во­дит­ся ис­клю­чи­тель­но за счет при­об­ре­те­ния им ино­стран­ной ва­лю­ты (преж­де все­го, дол­ла­ров и евро). Иными сло­ва­ми, с па­фо­сом за­яв­ляя о ро­сте ва­лют­ных ре­зер­вов, рос­сий­ские мо­не­тар­ные вла­сти пы­та­ют­ся за­ка­му­фли­ро­вать тот факт, что Банк России не осу­ществ­ля­ет са­мо­сто­я­тель­но де­неж­ную эмис­сию, а про­сто за­ме­ня­ет уже эми­ти­ро­ван­ные дол­ла­ры и евро на руб­ли, пре­вра­щая их тем са­мым в не­кий сур­ро­гат ино­стран­ной ва­лю­ты для внут­рен­не­го поль­зо­ва­ния. Помимо того, что дан­ная си­ту­а­ция сви­де­тель­ству­ет о не­со­сто­я­тель­но­сти Банка России как эмис­си­он­но­го цен­тра, она не поз­во­ля­ет го­во­рить о фи­нан­со­во-эко­но­ми­че­ской не­за­ви­си­мо­сти и без­опас­но­сти России.

В этой свя­зи об­ра­тим вни­ма­ние на тот факт, что в по­след­нее вре­мя мно­го го­во­рит­ся об эго­и­сти­че­ской по­ли­ти­ке пра­ви­тель­ства США осу­ществ­ляв­ших эмис­сии дол­ла­ров за счет ро­ста го­су­дар­ствен­но­го дол­га. Но при этом по­че­му-то за­бы­ва­ют упо­мя­нуть о том, что Банк России, эми­ти­руя руб­ли ис­клю­чи­тель­но за счет по­куп­ки ино­стран­ной ва­лю­ты (рас­ши­ряя свои дол­ла­ро­вые ре­зер­вы), за­ни­ма­ет­ся ни чем иным, как обес­пе­че­ни­ем фи­нан­си­ро­ва­ния дан­но­го дол­га. Получается, что все дер­жа­те­ли руб­лей (а не толь­ко дол­ла­ров) ока­зы­ва­ют­ся кре­ди­то­ра­ми аме­ри­кан­ско­го пра­ви­тель­ства. Причем, если сам Банк России по­лу­ча­ет за эту свою де­я­тель­ность до­ход (в чем-то на­по­ми­на­ю­щий трид­цать среб­ре­ни­ков) в виде про­цен­тов на раз­ме­щен­ные им ва­лют­ные ре­зер­вы, то боль­шин­ство рос­сий­ских пред­при­я­тий и граж­дан вы­нуж­де­ны за­ни­мать­ся бес­про­цент­ным кре­ди­то­ва­ни­ем, а точ­нее — кре­ди­то­ва­ни­ем под от­ри­ца­тель­ный про­цент. Этот от­ри­ца­тель­ный про­цент скла­ды­ва­ет­ся из бо­лее вы­со­ких про­цен­тов, ко­то­рые рос­сий­ские пред­при­я­тия и бан­ки вы­нуж­де­ны пла­тить по по­лу­чен­ным кре­ди­там от ино­стран­ных бан­ков (пе­ре­но­ся эти из­держ­ки на рос­сий­ских по­тре­би­те­лей и вы­сту­пая в ка­че­стве од­но­го из фак­то­ров ин­фля­ции). А об­ра­щать­ся к ино­стран­ным бан­кам, ко­то­рые, от­ме­тим, по­ми­мо сво­е­го цен­траль­но­го бан­ка кре­ди­ту­ют­ся еще и Банком России, рос­сий­ские ком­па­нии вы­нуж­де­ны по при­чи­не не­адек­ват­ной де­неж­ной по­ли­ти­ки и де­неж­но-кре­дит­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния Банка России. Нас же при этом пы­та­ют­ся уве­рить, что это свя­за­но с бо­лее низ­ким ка­пи­та­лом рос­сий­ских бан­ков по срав­не­нию с иностранными.■

Замечу, что во вре­мя де­фол­та 1998 года осо­бен­но не­га­тив­ную роль сыг­ра­ло (и про­дол­жа­ет иг­рать) мо­но­по­ли­сти­че­ское сра­щи­ва­ние го­су­дар­ствен­ной бю­ро­кра­тии и опре­де­лен­ной ча­сти бан­ков­ско­го сек­то­ра из ближ­не­го к пра­ви­тель­ству и Банку России кру­га. В ре­зуль­та­те ак­тив­но за­дей­ство­ван­ных пра­ви­тель­ством в про­цес­се при­ва­ти­за­ции го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти ком­мер­че­ских бан­ков, тес­но свя­зан­ных с го­су­дар­ствен­ны­ми чи­нов­ни­ка­ми, была осу­ществ­ле­на по­пыт­ка со­здать ви­ди­мость за­кон­но­сти «де­неж­ной» при­ва­ти­за­ции. Причем эта по­пыт­ка, ко­то­рая, по­ми­мо того, что сама по себе име­ла край­не не­га­тив­ные со­ци­аль­ные по­след­ствия (ви­ди­мость со­блю­де­ния за­ко­нов при их фак­ти­че­ском не­ис­пол­не­нии са­мим го­су­дар­ством рас­ши­ря­ет со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­скую базу кор­руп­ции и кри­ми­на­ли­те­та, по­рож­да­ет не­до­ве­рие к вла­сти), ока­за­ла зна­чи­тель­но боль­шее раз­ру­ши­тель­ное воз­дей­ствие на со­сто­я­ние и раз­ви­тие рос­сий­ско­го граж­дан­ско­го об­ще­ства, чем это до сих пор при­нято считать.

Отсутствие по­ни­ма­ния ре­аль­ной по­ли­ти­ки, це­лей и ме­то­дов де­я­тель­но­сти Банка России при­во­дит к тому, что и се­го­дня его уси­лия ори­ен­ти­ро­ва­ны не на обес­пе­че­ние кре­дит­ной под­держ­ки со­ци­аль­но по­лез­ной де­я­тель­но­сти всех групп об­ще­ства, а на со­зда­ние бла­го­при­ят­ных усло­вий для из­бран­ных. Все это яв­ля­ет­ся со­став­ной ча­стью об­ще­го ме­ха­низ­ма обес­пе­че­ния по­ли­ти­че­ско­го гос­под­ства над об­ще­ством, эко­но­ми­че­ски не­обос­но­ван­но­го пе­ре­рас­пре­де­ле­ния на­ци­о­наль­но­го до­хо­да и на­ци­о­наль­но­го бо­гат­ства стра­ны в свою поль­зу, в ин­те­ре­сах тес­но свя­зан­ных с вла­стью со­ци­аль­ных групп, а так­же ино­стран­ных го­су­дарств и транс­на­ци­о­наль­ных корпораций.■

Если го­во­рить о пер­во­оче­ред­ных ме­рах по пре­одо­ле­нию со­вре­мен­ной кри­зис­ной си­ту­а­ции, то не­об­хо­ди­мо не толь­ко уве­ли­чить, но вне­сти прин­ци­пи­аль­ные из­ме­не­ния в дей­ству­ю­щую си­сте­му стра­хо­ва­ния де­по­зи­тов в ком­мер­че­ских бан­ках. Страхование долж­но рас­про­стра­нять­ся не толь­ко на вкла­ды фи­зи­че­ских лиц, но и сред­ства на рас­чет­ных сче­тах юри­ди­че­ских лиц. Размеры стра­хо­во­го воз­ме­ще­ния долж­ны по­кры­вать все те­ку­щие обя­за­тель­ства бан­ков (за ми­ну­сом про­цен­тов), а сро­ки их вы­пла­ты со­кра­ще­ны до ми­ни­му­ма (не­сколь­ких дней вме­сто се­го­дняш­них ше­сти ме­ся­цев). Давно пора осо­знать, что ос­но­ван­ная за­да­ча си­сте­мы стра­хо­ва­ния ком­мер­че­ских бан­ков за­клю­ча­ет­ся в за­щи­те об­ще­го ме­ха­низ­ма де­неж­но­го обес­пе­че­ния и си­сте­мы фи­нан­со­вых рас­че­тов, под­дер­жа­ния со­ци­аль­но­го до­ве­рия к бан­ков­ской си­сте­ме в це­лом в це­лях предот­вра­ще­ния си­стем­ных рис­ков и глу­би­ны со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских кри­зи­сов. Кроме того, важ­но при­сту­пить к раз­ра­бот­ке и вве­де­нию си­сте­мы стра­хо­ва­ния на слу­чай банк­рот­ства про­фес­си­о­наль­ных участ­ни­ков рын­ка цен­ных бумаг.

Безусловно, тре­бу­ет­ся из­ме­не­ние от­но­ше­ния Банка России к во­про­су и усло­ви­ям ре­фи­нан­си­ро­ва­ния ком­мер­че­ских бан­ков. Обеспечение ре­аль­ной воз­мож­но­сти по­лу­че­ния крат­ко­сроч­ных кре­ди­тов ЦБ РФ для всех ком­мер­че­ских бан­ков. В ин­те­ре­сах под­дер­жа­ния ста­биль­но­го уров­ня лик­вид­но­сти од­но­днев­ные кре­ди­ты, не пре­вы­ша­ю­щие 20% от сум­мы ка­пи­та­ла бан­ка, це­ле­со­об­раз­но вы­да­вать без не­об­хо­ди­мо­сти пред­став­ле­ния в Банк России ка­ко­го-либо обеспечения.

Добавлю так­же важ­ность сни­же­ния рис­ка спе­ку­ля­тив­но­го дав­ле­ния и на­пря­жен­но­стей на де­неж­но кре­дит­ном рын­ке в ре­зуль­та­те за­ме­ны обя­за­тель­ных аван­со­вых пла­те­жей на­ло­гов и сбо­ров на си­сте­му доб­ро­воль­но­го аван­со­во­го пе­ре­чис­ле­ния на­ло­гов (в те­че­ние года) в фор­ме на­ло­го­вых де­по­зи­тов с вы­пла­той их дер­жа­те­лям про­цен­тов в пре­де­лах став­ки ре­фи­нан­си­ро­ва­ния ЦБ РФ. Естественно, что до­ход по ука­зан­ным де­по­зи­там це­ле­со­об­раз­но ис­клю­чить из на­ло­го­об­ла­га­е­мой базы. При этом уже дав­но сле­ду­ет, от­ка­зать­ся от до­ро­го­сто­я­щей и не­ук­лю­жей си­сте­мы рас­че­та на­ло­га на до­бав­лен­ную сто­и­мость и пе­ре­ход к ис­чис­ле­нию на­ло­га с про­даж, пе­ре­чис­ля­е­мо­му в бюд­жет ежедекадно.■