Все пра­ва на дан­ную пуб­ли­ка­цию при­над­ле­жат ав­то­ру. Лю­бое вос­про­из­ве­де­ние, пе­ре­пе­чат­ка, ко­пи­ро­ва­ние, ввод в компью­тер­ную па­мять или иные по­доб­ные сис­те­мы рас­про­стра­не­ния и иные дейст­вия в от­но­ше­нии дан­ной пуб­ли­ка­ции, пол­ностью или час­тич­но, про­из­во­дят­ся толь­ко с раз­ре­ше­ния ав­то­ра, за иск­лю­че­ни­ем слу­ча­ев ци­ти­ро­ва­ния в объёме, оп­рав­дан­ном целью ци­ти­ро­ва­ния, или иных спо­со­бов ис­поль­зо­ва­ния, до­пус­ка­емых при­ме­ни­мым за­ко­но­да­тельст­вом. Лю­бое раз­ре­шён­ное ис­поль­зо­ва­ние до­пус­ка­ет­ся с обя­за­тель­ным ука­за­ни­ем наз­ва­ния пуб­ли­ка­ции, её ав­то­ра и ад­ре­са пуб­ли­ка­ции в Ин­тер­не­те. Зап­ро­сы на при­об­ре­те­ние или час­тич­ное вос­про­из­ве­де­ние дан­ной пуб­ли­ка­ции при­сы­лай­те на ад­рес элект­рон­ной почты:

Владимир Мартыненко

Кальде

государственной

ра

власти

глава третья

Сущность государственной власти, теория «отмирания» государства как способ обоснования политической диктатуры

часть 
 ВТОРАЯ 
П
Введение
0
Глава 1. Марксистское учение как катахреза
1
Глава 2. Опасные заблуждения на тему эксплуатации
2
Глава 3. Сущность государственной власти, теория «отмирания» государства как способ обоснования политической диктатуры
3
Глава 4. Старые проблемы «сильного» государства в новом формате
4
Глава 5. Внутренние противоречия демократического устройства
5
Глава 6. Магия денег
6
Глава 7. Дутая борьба с дутым капиталом
7
Глава 8. Капкан для банков и торфяной пожар для экономики
8
Глава 9. Рецепт для государства: необходимо полное «переформатирование» матрицы денежной власти lav (В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ)
9
Вместо Заключения: contra spem spero lav (В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ)
10
Избранная библиография lav (В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ)
11
Корзина указателей lav (В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ)
12
Корзина приложений lav (В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ)
13
… Под на­си­ли­ем сле­ду­ет по­ни­мать не толь­ко реп­рес­сии в от­но­ше­нии от­дель­ных лиц, со­ци­аль­ных групп и об­щест­ва в це­лом, но и сос­тоя­ние, ког­да в са­мом об­щест­ве на­ло­жен зап­рет на сво­бо­ду сло­ва, на ин­тел­лек­ту­аль­ное раз­ви­тие, на дос­туп к ин­фор­ма­ции, ког­да су­щест­ву­ет жёст­кая го­су­дарст­вен­ная цен­зура …
читайте сноску  130 
Дэвид Юм

Прибегая к подобным формам насилия, политическая власть в течение какого-то периода времени может в ограниченных масштабах и не столь активно использовать его наиболее грубые и явные формы.130

Не случайно еще у Д. Юма можно встретить рассуждения о том, что авторитет государственной власти основывается не на насилии (поскольку, с его точки зрения, сила всегда находится на стороне управляемых или угнетённых), а на общественном мнении, формируемом государством.

Например, анализируя основы государственного правления, Д. Юм писал, что ничто не представляется более удивительным, чем та «лёгкость, с которой меньшинство управляет большинством, и то безоговорочное смирение, с которым люди отказываются от собственных мнений и аффектов в пользу мнений и аффектов своих правителей. Если мы будем исследовать, при помощи каких средств достигается это чудо, то обнаружим, что как сила всегда на стороне управляемых, то правители в качестве своей опоры не имеют ничего, кроме мнения. Поэтому правление основывается только на мнении; и это правило распространяется как на самые деспотические и диктаторские правления, так и на самые свободные и демократические».131

В какой-то мере мы уже критически проанализировали данную точку зрения, правда, с совершенно противоположной стороны, когда рассматривали вопрос об эксплуатации в трактовке классиков марксизма. Как нельзя серьёзно говорить об эксплуатации так называемых угнетённых слоев населения в то время, когда эти слои не только не протестуют или высказывают возмущение данному экономическому порядку и системе распределения материальных благ, а наоборот, приветствуют этот порядок, поддерживаемый политической властью, так и нельзя утверждать, что данный порядок будет поддерживаться данными слоями населения (в соответствии с мнением власти) и тогда, когда они почувствуют, что он перестал отвечать их интересам и потребностям, а также препятствует реализации достигнутых возможностей для экономического прогресса. Несмотря на все попытки идеологического, психологического и иного воздействия на общественное мнение в направлении принятия членами общества действующей политической системы и определяемого ею законодательства, в обществе установленный порядок неизбежно начинает подвергаться сомнению, если он уже не соответствует объективным требованиям социально-экономического развития.132

Как известно, целесообразность всегда, пусть даже на время, но берёт верх над нецелесообразностью по той простой причине, что нецелесообразное самим своим характером рано или поздно осуждено на гибель.

В этой связи при обострении социально-экономических и политических противоречий проблемы, которые до этого могли комментироваться и трактоваться лишь горсточкой мыслителей, внезапно приобретают весьма злободневный характер и начинают широко обсуждаться в обществе. Такую ситуацию можно было наблюдать в разных странах и на различных этапах исторического развития.

Марк Блок
Георгий Валентинович Плеханов

Например, как отмечает М. Блок, в Германии в период после григорианской реформы, когда остро встал вопрос о соотношении священного и светского, «повсеместно, даже на площадях и в трактирах, читали или, по крайней мере, просили переводить сочинения, где ещё разгорячённые жаркими стычками церковники рассуждали на все лады о целях государства, о правах королей, их народов или пап… Другие страны не были до такой степени захвачены полемикой. Однако повсюду она оказывала своё действие».133

В данном случае можно согласиться с точкой зрения Г.В. Плеханова о том, что «…когда люди начинают вдумываться в свой общественный строй, вы можете с уверенностью сказать, что этот строй отжил своё время и готовится уступить место новому порядку, истинный характер которого опять станет ясен людям лишь после того, как сыграет свою историческую роль».134

Вместе с тем следует учитывать тот факт, что двойственный характер любой государственной власти, который в те или иные исторические периоды мог принимать диаметрально противоположные значения, является причиной различного отношения философов, экономистов и историков к государству, к определению его сущности. В этой связи определение парадигмы государства в рамках, так сказать, «формальной действительности» (используя определение В. И. Вернадского),135 то есть совокупности представлений о действительности, принимаемых наукой определённого периода, не представляется возможным. Ведь представления меняются, а государство, общество, власть, личность «существуют всегда», они инвариантны относительно происходящих изменений, по крайней мере, в той степени и в том смысле, который человечество вкладывает в эти определения. Саму же науку делают люди — существа далеко не совершенные, к тому же нередко прокладывающие, как говорят китайцы, 言路 (yánlù´) — путь к слуху правителя. При этом многие попытки найти элементы, определяющие и составляющие парадигму государства, предпринимавшиеся в рамках различных мыслительных традиций, носили и носят, по меньшей мере, односторонний характер.

Многие теоретические построения и концепции, как и марксизм, направлены не только на изучение, но на практические действия, связанные с функционированием государства, сохранением или достижением политической власти. Много сил уделялось и уделяется формированию теории, которую можно назвать, используя китайское выражение, 皇綱 (huáng-gãng) — высочайшим предначертанием по управлению страной, программой царствования.

Пьер Бурдье

В этой связи приведём мнение П. Бурдье, который считает, что научные концепции «обретают свой истинный смысл только тогда, когда в них видят не один лишь теоретический вклад в познание государства, но также и политические стратегии, имеющие целью внушить специфическое видение государства, отвечающее интересам и ценностям, связанным с частной позицией их производителей в становящемся бюрократическом мире».136

Он также критикует тех мыслителей, которые «опрокидывают официальный образ, который бюрократия хочет создать о себе самой, и кто описывает бюрократов как узурпаторов всеобщего, действующих как частные собственники государственных ресурсов». По его мнению, они «не принимают во внимание вполне реальные эффекты обязательной отсылки к ценностям нейтралитета и бескорыстной преданности государственному интересу, который всё более становится необходим функционерам государства по мере продвижения вперёд истории длительной работы по символическому конструированию, в результате которой создаётся и внедряется официальное представление о государстве как месте универсального и месте служения общему интересу».137

Однако проблема в том и состоит, что государство и бюрократия, получив монополию на власть, пытаются различными способами создать о самих себе благоприятный образ, а не действовать исключительно в целях «служения общему интересу». Более того, проблема усугубляется ещё и тем, что любая бюрократия склонна сознательно или неосознанно приводить различные доводы в оправдание своего насилия и своих неблаговидных поступков, приписывая им несуществующие благие мотивы. Как писал Блез Паскаль: «С какой лёгкостью и самодовольством злодействует человек, когда он верит, что творит благое дело!»138

… Пер­вые вос­по­ми­на­ния о Кни­ге Та­ли­она появ­ля­ются где-то в IV сто­ле­тии на­шей эры. Из­на­чаль­но Кни­га предс­тав­ляла со­бой соб­ра­ние пра­вил, за­ко­нов и ма­ги­чес­ких фор­мул, ко­то­рые, как не­ко­то­рые счи­та­ют, ис­поль­зу­ют­ся и сов­ре­мен­ными вам­пи­рами. Кто яв­ляет­ся ав­то­ром Кни­ги — точ­но не­из­вест­но. Пред­по­ло­жи­тель­но, это была груп­па Ста­рей­шин, ко­то­рые ко­ди­фи­ци­ро­ва­ли все пра­ви­ла, на­чи­ная от тра­ди­ций Каи­на и за­кан­чи­вая за­ко­на­ми вре­мён Ве­ли­кой инк­ви­зи­ции. Своё наз­ва­ние Кни­га, ве­ро­ят­но, по­лу­чи­ла от ла­тинс­ко­го talio (ta­lio­nis) — месть, та­ли­он, за­кон, пред­по­ла­гаю­щий месть по прин­ци­пу рав­ной расп­ла­ты за со­деян­ное зло …
подробнее — читайте сноску  139 
… От­ме­тим, что в куль­тур­но-
ис­то­ри­чес­ком пла­не всег­да су­щест­во­ва­ли две цен­ност­но-
нор­ма­тив­ные сис­те­мы. Одна — пред­по­ла­гав­шая не­об­хо­ди­мость на­си­лия. Дру­гая — не­об­хо­ди­мость пол­но­го от­ка­за от на­си­лия.
Эти две сис­те­мы дос­та­точ­но хо­ро­шо предс­тав­ле­ны в ин­тер­пре­та­ции за­ко­нов Мои­сея и Хрис­та у Л.Н. Толс­то­го, в его обос­но­ва­нии и по­ни­ма­нии за­ко­на не­про­тив­ле­ния злу на­си­ли­ем в со­чи­не­ни­ях „В чём моя ве­ра“ и „За­кон на­си­лия и за­кон люб­ви“.
По­ни­ма­ние приш­ло к Л.Н. Толстому пос­ле то­го, как он вду­мал­ся в сле­дую­щие сло­ва Иису­са Хрис­та: „Вам ска­за­но: око за око, зуб за зуб. А Я вам го­во­рю: не про­тивь­тесь зло­му“ (Мф 5,38). Преж­де, по ка­ко­му-то стран­ному зат­ме­нию, он их про­пус­кал. В па­мя­ти ос­та­ва­лось толь­ко то мес­то, где Хрис­тос го­во­рит: „Уда­рив­ше­му те­бя по ще­ке подс­тавь и дру­гую; и от­ни­маю­ще­му у те­бя верх­нюю одеж­ду не пре­пятст­вуй взять и ру­баш­ку. Вся­ко­му про­ся­ще­му у те­бя да­вай, и от взяв­ше­го твоё не тре­буй на­зад“ …
далее — читайте сноску  140 
… с этой целью соз­да­ёт­ся иск­лю­чи­тель­ная ко­ро­левс­кая юрис­дик­ция в от­но­ше­нии тяж­ких прес­туп­ле­ний. Бла­го­да­ря ей ко­роль по­лу­ча­ет но­вый важ­ный ис­точ­ник до­хо­дов в ви­де штра­фов и кон­фис­ка­ций иму­щест­ва. Та­ким об­ра­зом, в XII-XIII ве­ках ко­ро­левс­кая юс­ти­ция пос­те­пен­но раз­рас­та­ет­ся из су­деб­но­го уч­реж­де­ния со спе­ци­аль­ной ком­пе­тен­ци­ей по ре­ше­нию спо­ров с учас­ти­ем го­су­дарст­ва в об­щую юрис­дик­цию с ши­ро­ки­ми пол­но­мо­чи­ями …
Цвай­герт К., Кётц X. Вве­де­ние в срав­ни­тель­ное пра­во­ве­де­ние в сфе­ре част­но­го пра­ва
читайте сноску  141 
… Взят­ка взят­ке рознь: есть сельс­кая, так ска­зать, пас­ту­шес­кая, ар­кадс­кая, взят­ка; бе­рёт­ся она преи­му­щест­вен­но про­из­ве­де­ния­ми при­ро­ды и по столь­ку-то с ры­ла; — это ещё не взят­ка. Бы­ва­ет про­мыш­лен­ная взят­ка; бе­рёт­ся она с ба­ры­ша, под­ря­да, нас­ледст­ва, сло­вом при­об­ре­те­ния, ос­но­ва­на она на ак­сио­ме — воз­лю­би ближ­не­го твое­го, как и са­мо­го се­бя; при­об­рёл — так по­де­лись. — Ну, и это ещё не взят­ка. Но бы­ва­ет уго­лов­ная, или кап­кан­ная, взят­ка; — она бе­рёт­ся до ис­то­ще­ния, до­го­ла! Про­из­во­дит­ся она по на­ча­лам и тео­рии Стень­ки Ра­зи­на и Со­ловья Раз­бой­ни­ка; со­вер­ша­ет­ся Она под се­нию и те­нию дре­му­че­го ле­са за­ко­нов, по­мо­щию и средст­вом кап­ка­нов, волчь­их ям и уди­лищ пра­во­су­дия, рас­став­ляе­мых по по­лю дея­тель­нос­ти че­ло­ве­чес­кой, и в эти-то ямы по­па­да­ют без раз­ли­чия по­ла, воз­рас­та и зва­ния, ума и не­ра­зу­мия ста­рый и ма­лый, бо­га­тый и си­рый …
А.В. Сухово – Кобылин. Дело
читайте сноску  143 

Рассматривая вопрос о государственном насилии, следует заметить, что исторически насилие получало нравственное оправдание, рассматривалось как легитимное и в качестве канона справедливости в той мере, в которой оно само являлось его принципиальным ограничением. Так, закон Талиона139 (принцип наказания, сложившийся в родовом обществе и заключающийся в причинении виновному такого же вреда, который нанесён им, — «око за око, зуб за зуб»)140 через равное возмездие ограничил зоологическую вражду между разными кровнородственными объединениями. Насилие как законное и монопольное право государства, в идеале, должно было ограничить и исключить насильственную практику первобытности, борьбы всех против всех. С этической точки зрения предоставление такого права государству можно оценивать по аналогии с выбором меньшего зла, который считается этическим не потому, что он есть выбор зла, а потому, что это выбор меньшего зла. Однако как говорили ещё древние греки, τουτον τον νόμον αβιωτον τοιξ Ελλησι καταστησαι τον βίον — «не дай Бог, если этот закон сделает жизнь эллинов невыносимой».

Предоставление гарантии защиты от насилия с помощью насилия, таким образом, является необходимым условием экономической деятельности, определённой услугой, оказываемой в данном случае государством, которая, естественно, требует и соответствующей оплаты.141 Иными словами, данная услуга сама по себе может иметь конкретную стоимость (как и другие результаты общественно необходимой деятельности человека, включая производство товаров). С этой точки зрения говорить только о грабеже, осуществляемом с помощью государственного насилия, было бы экономически неправильным. С другой стороны, если с помощью того же государственного насилия фактическая цена данной услуги будет существенно превышать её реальную стоимость, которую экономические субъекты готовы и в состоянии заплатить, то тогда экономическое производство существенно сокращается или тормозится возможный рост его объёмов. Поскольку, во-первых, снижаются стимулы к осуществлению экономической деятельности, а во-вторых, вследствие большей заинтересованности среди бывших или потенциальных производителей участвовать в деятельности, основанной на насилии, а не в производстве товаров или услуг.

В таких условиях, действительно, можно говорить о том, что государство с помощью насилия занимается «грабежом». Иными словами, определять государственное насилие как грабёж можно только в том случае, если государство с помощью данного насилия не выполняет или неэффективно выполняет возложенные на него общественные функции, не забывая при этом брать дань (в виде налогов и сборов) с экономических субъектов.142 Основным свидетельством подобной деятельности государства является экономический застой и разруха, инфляция, ограничение свободы деятельности граждан, возможностей социально-экономического развития общества.

Милтон Фридмен

Показателем неэффективной или неадекватной деятельности государства и существующего законодательства является также значительный рост правонарушений как в обществе, так и в самих государственных структурах, разрастание коррупции.143 В данном случае можно во многом согласиться с М. Фридменом, заметившим, что, «когда законы препятствуют людям преследовать свои собственные цели в соответствии с их собственной системой ценностей, люди стараются найти окольные пути. Они начинают обходить законы, нарушать их или же покидают страну… Когда закон вступает в противоречие с тем, что большинство считает нравственным и справедливым, люди станут нарушать закон — независимо от того, был ли тот установлен во имя некого благородного идеала (как, например, равенство или же в самом неприкрытом виде служит интересам какой-то группы, позволяя ей извлекать выгоду за счёт других). В этом случае люди будут подчиняться закону не из чувства справедливости или иных моральных соображений, а лишь из страха наказания. Когда люди начинают нарушать законы, регулирующие только какую-то одну сферу их деятельности, отсутствие уважения к закону как таковому неминуемо распространяется и на все остальные правовые нормы — даже те, которые все считают моральными и справедливыми как законы против насилия, воровства или злостного хулиганства».144

… ес­ли бы бы­ло воз­мож­но (преи­му­щест­вен­но по от­но­ше­нию к из­вест­ным слу­ча­ям) точ­но при­вес­ти чис­ло зол, ко­то­рые вы­зы­ва­ют­ся по­ли­цейс­ки­ми уч­реж­де­ни­ями, и тех, ко­то­рые пре­дот­вра­ща­ют­ся ими, то пер­вых всег­да ока­за­лось бы боль­ше …
Гумбольдт В. О пре­де­лах го­су­дарст­вен­ной дея­тель­нос­ти
читайте сноску  145 
… в те­че­ние всей сво­ей ис­то­рии на прак­ти­ке тюрь­ма ни­ког­да не обес­пе­чи­ва­ла реа­би­ли­та­ции, „зак­лю­че­ние“ ни­ког­да не при­во­ди­ло к „возв­ра­ще­нию лю­дей в об­щест­во“ …
Mathiesen Т. Pri­son on Tri­al: A Cri­ti­cal As­sess­ment
сноска  145 
… Пре­зумп­ция ви­нов­нос­ти про­яв­ля­ет­ся в раз­лич­ных об­лас­тях и сфе­рах взаи­мо­от­но­ше­ний об­щес­тва и го­су­дарст­ва. Нап­ри­мер, пре­зумп­ция ви­нов­нос­ти на­ло­го­пла­тель­щи­ков пе­ред го­су­дарст­вом (в неуп­ла­те на­ло­гов). При этом иг­но­ри­ру­ет­ся то обс­тоя­тельст­во, что са­ма сис­те­ма на­ло­го­об­ло­же­ния, ус­та­нов­лен­ная го­су­дарст­вом, а так­же край­не неу­дов­лет-
во­ри­тель­ное ис­поль­зо­ва­ние го­су­дарст­вом бюд­жет­ных средств тор­мо­зят про­цесс эко­но­ми­чес­ко­го раз­ви­тия и яв­ля­ют­ся фак­то­ра­ми обост­ре­ния со­ци­аль­ной нап­ря­жён­но­сти в об­щест­ве …
читайте сноску  146 

При этом функция защиты прав и свобод граждан фактически замещается формальной борьбой государства с преступностью, терроризмом и так далее, для обоснования которой государство ещё больше ущемляет права и свободы граждан.145 Это неизбежно приводит к тому, что хотя в уголовном праве провозглашается презумпция невиновности граждан, в действительности отношения граждан и государства начинают основываться на принципе, который можно охарактеризовать как презумпция виновности, ответственности и повинности граждан перед государством.146 Этот факт сам по себе является ещё одним индикатором того, что государство перестаёт отвечать потребностям развития общества, что его деятельность ведёт к дальнейшему углублению социально-экономических противоречий, торможению экономического прогресса. В конечном итоге, всё это неизбежно приводит к социальным потрясениям, революциям, смене политических элит и, возможно, к распаду территориальных границ того или иного государственного образования.

Таким образом, и для политической власти необходимо, чтобы тот порядок, который обязано поддерживать и реализовывать государство на своей территории и защищать от внешних врагов, определялся потребностями развития гражданского общества.147 Само гражданское общество формируется и определяется системой социально-экономических отношений, которая при определённом уровне технологического развития (развития производительных сил) в наибольшей степени обеспечивает условия использования всех имеющихся ресурсов, включая, прежде всего, человеческие ресурсы. Имеются в виду заложенные способности и возможности каждого отдельного человека, что является необходимым условием развития и углубления сообщества людей в целом. Именно постоянное совершенствование и развитие способностей людей позволяли и позволяют им не только выживать, обеспечивать условия своего расширенного воспроизводства, но и удовлетворять свои возрастающие материальные и духовные (интеллектуальные) потребности. Основным условием этого является процесс разделения труда между членами человеческого сообщества. Но проблема в том, что в результате монополизации государством права на насилие, предоставленного ему тем же обществом, само государство начинает позиционировать себя как источник права и символ непогрешимости. В конечном итоге это начинает препятствовать необходимому изменению правовой системы, гражданскому обществу навязывается такое законодательство, которое тормозит и затрудняет процесс раскрытия индивидуальных способностей и возможностей всё большего числа членов общества.

В этой связи приведём еще несколько цитат из работы В. Гумбольдта «О пределах государственной деятельности», написанной ещё в конце XVIII века.148 Кстати, в ней то, что мы называем «гражданским обществом», определяется как «народный союз». Основная цель государства, по мнению Гумбольдта, заключается в обеспечении безопасности членов общества.

Карл Вильгельм фон Гумбольдт

« … При отсутствии безопасности человек не может ни развивать своих сил, ни пользоваться их плодами, потому что в отсутствии безопасности нет свободы. Но именно этого отдельный человек и не может достигнуть …
… Государственное устройство само по себе не есть цель, а только средство для развития человека, и … поэтому для законодателя недостаточно дать авторитетность своим решениям, если в то же время средства, обеспечивающие эту авторитетность, не будут хороши или, во всяком случае, безвредны …
… Государственное устройство и народный союз, как бы тесно они ни были связаны друг с другом, никогда не должны смешиваться. Если государственное устройство ставит граждан в известное определённое положение, будь это достигнуто с помощью власти и насилия, привычки или закона, то помимо этого положения существуют ещё и другие, бесконечно разнообразные и часто изменяющиеся положения, избираемые гражданами по своей воле. И это последнее, свободное воздействие членов нации друг на друга есть именно то, что сохраняет все блага, стремление к которым заставляет людей соединяться в общества. Государственное устройство в сущности подчинено этому, как своей цели, и к нему прибегают только как к средству, необходимому для её достижения; а так как оно всегда связано с ограничением свободы, то на него нельзя смотреть иначе, как на зло, хотя бы и необходимое …
… Разнообразие, происходящее от союза многих, есть величайшее благо, даваемое обществом, и это разнообразие, несомненно, теряется по мере государственного вмешательства, … подавляющая власть государства препятствует свободному проявлению сил …
… Каждый, кто имел случай заняться высшей правительственной деятельностью, знает из опыта, как невелико число мер, в сущности зависящих от непосредственной, абсолютной необходимости, и сколько из этих мер необходимы только относительно, посредственно, находясь в зависимости от других, предшествовавших им мер …
… Лица, которые уже начали таким образом управлять государственными делами, всё более и более отвлекаются от самой сущности вещей и обращают внимание лишь на форму; они делают, может быть, иногда и существенные улучшения, но такие, однако, при которых сущность дела не принимается во внимание, — причём эти улучшения часто идут даже во вред делу; вследствие этого возникают новые формы, новые осложнения, часто новые ограничительные установления, отчего в свою очередь происходит, и очень естественно, увеличение числа слуг государства …
… Ради вещей пренебрегают людьми, ради результатов — силами … »
149

Клод-Фредерик Бастия

« … Они действуют методично, последовательно, по хорошо задуманному плану, постепенно совершенствуемому традицией и опытом. Они изучают характер людей и их страсти. Если, например, они заметят, что народ имеет склонность к войне, то стараются ещё больше подогреть эту гибельную страсть. Посредством дипломатии они окружают народ опасностями, а потом, как и следует ожидать, требуют от него войск, арсеналов, крепостей… Всё это требует больших денег. Соответственно они вводят налоги и размещают займы. Если народ отличается великодушием, правительство предлагает излечить все болезни человечества. Ему обещают возродить торговлю, привести в цветущее состояние земледелие, развить фабричную промышленность, покровительствовать литературе и искусствам, искоренять бедность и пр., и пр. Всё, что нужно, — это создать дополнительно несколько новых государственных учреждений и содержать новых чиновников… Между тем положение дел становится всё хуже, и, наконец, народ начинает обращать внимание не на средства к исправлению зла (он не так скоро доходит до этого), но только на существование зла. Править так приятно, что всякий стремится приобрести власть. Соответственно никогда не бывает недостатка в демагогах, которые постоянно говорят народу: мы видим твои страдания и сожалеем о тебе. Если бы мы управляли тобой, то дела пошли бы иначе … »150

Мы привели все эти цитаты, во-первых, для того, чтобы показать, что заключённые в них мысли не потеряли своей актуальности и сегодня. Сущность государства как такового остаётся неизменной. Она не меняется в результате изменения системы экономических отношений в обществе. Изменения происходят лишь в законодательстве, в формах и масштабах государственного вмешательства в общественную жизнь, а также в конкретных социальных слоях общества, которые наделяются или добиваются властных полномочий.

Во-вторых, — чтобы ещё раз подчеркнуть следующее. Если подходить с научных позиций, то необходимо отметить, что государство возникает вследствие наличия общих интересов у различных индивидуумов, обладающих разными физическими и интеллектуальными возможностями, образовательным потенциалом и так далее. Сама конструкция государства, действительно, основывается на том, что общество неоднородно, что, однако, не позволяет сводить данную неоднородность к классовым различиям и противоречиям.151

Эта неоднородность, неравенство стимулируют развитие направлений, которые подводят к образованию структуры, за которой признаётся право насильственного принуждения отдельных членов общества в интересах обеспечения условий реализации общих интересов. С этой точки зрения, возникновение государства оказывается основанным на насилии.

Однако это насилие следует понимать не только как принуждение в целях наживы или грабежа, но и как возможность в условиях неравенства (неравенства, которое никто никогда не сможет устранить) различных членов общества, каждый из которых преследует собственные цели, добиться выполнения общих правил и норм, способных (при данном уровне развития науки и техники, физических и интеллектуальных способностей человека) обеспечить условия нормального поступательного экономического развития.

--- часть третья ---

Вместе с тем, деятельность государства как организованного и легитимного насилия в одном случае может являться экономически оправданной и необходимой, а следовательно, общественно полезной (как и любая другая человеческая деятельность): государство предоставляет обществу услуги, необходимые для экономического развития, которые имеют вполне конкретную стоимость. В другом — экономически вредной, а навязываемые государством услуги могут и не иметь никакой потребительной стоимости, следовательно, и стоимости. Следовательно, в этом случае налогообложение граждан необходимо рассматривать как форму грабежа членов общества со стороны государства …

КАЛЬДЕРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
глава 3. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ТЕОРИЯ «ОТМИРАНИЯ» ГОСУДАРСТВА КАК СПОСОБ ОБОСНОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДИКТАТУРЫ
 часть первая   часть вторая   часть третья 
в оформлении использованы фрагменты репродукций работ Питера Брейгеля Старшего
все публикации
вернуться к оглавлению

увеличить/уменьшить шрифт