все публикации
масштаб
Владимир Мартыненко

от политических
спекуляций
и идеологического
тумана
к социальному
знанию
и осознанному
выбору

ПРЕДИСЛОВИЕ

ПЕРВОЕ «ПРИШЕСТВИЕ»
ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Гражданское общество
как образ «Левиафана»

Гражданское общество
как развивающееся
«политическое тело»

ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ «РАСПЯТИЕ»
ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Марксистская перспектива
гражданского общества

Позитивистский рецепт
замены гражданского общества
на «Великое Существо»

«ВОСКРЕШЕНИЕ»
ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Возрождение социально-
политического интереса
к проблематике
гражданского общества

Левиафан теоретических
конструкций

НОВОЕ ЗНАНИЕ
ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Гражданское общество
в контексте системы
естественных прав
и обязанностей

Кредитно-денежные отношения
как метафизическая основа
гражданского общества

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

Нерешенные вопросы
и последствия приватизации

Необходимость переоценки
социальной роли банковской системы

« … России предстоит,
Соединив прошедшее с грядущим,
Создать, коль смею выразиться, вид,
Который называется присущим
Всем временам; и, став на свой гранит,
Имущим, так сказать, и неимущим
Открыть родник взаимного труда.
Надеюсь, вам понятно, господа?»

•••

Раздался в зале шепот одобренья,
Министр поклоном легким отвечал,
И тут же, с видом, полным снисхожденья,
Он обходить обширный начал зал…

 

А. К. Толстой (1817-1875): «Сон Попова»

предисловие

В свое время Г. Гегель (1770-1831) заметил, что «история и опыт учат нас только тому, что ни один народ ничему благодаря этому не научился»1.

Сегодня приходится констатировать, что это утверждение не потеряло своей актуальности.

В
АЖНО ТОЛЬКО УЧИТЫВАТЬ 

то об­стоя­тель­ство, что для на­ро­да эта ис­то­рия пос­то­ян­но кор­рек­ти­ру­ет­ся и пе­ре­пи­сы­ва­ет­ся (час­то до не­уз­на­вае­мос­ти) под ру­ко­водст­вом сме­няю­щих друг дру­га предс­та­ви­те­лей власт­ных струк­тур, прес­ле­дую­щих, од­на­ко, од­ну и ту же цель — сох­ра­не­ние собст­вен­ной власти.

П
РИЧЕМ, 

каждый раз мы можем наблюдать, как для этого используется весь известный еще с незапамятных времен арсенал средств распространения на подшефный народ очередного идеологического тумана, создания или воспроизводства различных социальных и политических мифов. Различить в этом тумане реальные объекты, а не мифические образы и цели, найти путь продвижения вперед, а не постоянного плутания по замкнутому и порочному кругу для многих людей, не обладающих социальным знанием, действительно оказывает очень сложно.

При этом, го­во­ря сло­ва­ми рус­ско­го фи­ло­со­фа Б. Чи­че­ри­на, да­же мно­гое из то­го, что пре­под­но­сит­ся в ка­чест­ве но­во­го сло­ва в нау­ке, на де­ле есть «не что иное, как ста­рый бред, ко­то­рый при­об­рел толь­ко но­вую си­лу, по­то­му что по­пал в бо­лее взвол­но­ван­ную и ме­нее прос­ве­щен­ную сре­ду»2. Не слу­чай­но мы в нас­тоя­щее вре­мя по-преж­не­му да­ле­ки от окон­ча­тель­но­го от­ве­та на воп­ро­сы, касающиеся определения природы государственной власти, возможных целей и пределов государственной деятельности, а также сущностной характеристики и границ «гражданского общества».    

С
ЛЕДУЕТ, 

правда, отметить, что в упо­мя­ну­тый вы­ше по­роч­ный круг не­за­мет­но для се­бя, но с пос­то­ян­ной пов­то­ряе­мос­тью, вов­ле­ка­ет­ся и са­ма власть. И как спра­вед­ли­во от­ме­тил Ж.-Ж. Руссо (1712-1778): «Иной мнит се­бя по­ве­ли­те­ле­м дру­гих, что не ме­ша­ет ему быть ра­бом в боль­шей еще ме­ре, чем они»3. С этой точки зрения, в приведенное выше высказывание Гегеля следует внести поправку или уточнение, заменив или добавив «по вкусу» к «народу» — «правительство», «власть» и т.п.

Дав­но под­ме­че­но, что пра­вя­щие кру­ги, ис­поль­зую­щие со­ци­аль­ные ми­фы и по­ли­ти­чес­кие сказ­ки в сво­их ин­те­ре­сах, са­ми на­чи­на­ют дейст­в­овать в кон­ту­рах ми­фо­твор­чест­ва. Кро­ме то­го, со­ци­аль­ная мис­ти­фи­ка­ция и со­ци­аль­ная апо­ло­ге­ти­ка, нап­рав­лен­ные на за­ту­ма­ни­ва­ние об­щест­вен­но­го соз­на­ния, ока­зы­ва­ют­ся по­пу­листс­ким прик­ры­ти­ем ди­ле­тан­тиз­ма и бе­зот­ветст­вен­нос­ти влас­ти. При этом вы­мыш­лен­ные при­чин­но-следст­вен­ные свя­зи, лож­ные объ­ек­ты, ми­фи­чес­кие про­па­ган­дистс­кие схе­мы «ма­те­риа­ли­зу­ют­ся», идет про­цесс «са­мо­реа­ли­за­ции» мифа.

Мифотворчество становится не только тематическим основанием идеологических усилий государства, но и иллюзорной методологией принятия важных политических решений. Политики все в большей мере вынуждены вести себя в соответствии с провозглашенными ранее мифами и убаюкивать себя своими же сказками, все дальше отдаляясь от реальности и формируя почву для самоуничтожения или своего насильственного устранения4.

К
 СОЖАЛЕНИЮ, РОССИЯ 

уже долгое время является одним из наиболее характерных образцов подобного развития событий. И сегодня, в этом плане, говоря словами В. Высоцкого, «мы впереди планеты всей». С начала 1990-х годов вместо устаревшего советского «идеологического пакета», провозглашавшего («прикрывая» политический смысл 6-ой статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС) наличие «социалистического общенародного государства» как государства, «выражающего волю и интересы… трудящихся всех наций и народностей страны», в политический и научный оборот было внедрено понятие «социальное государство».

Дан­ное по­ня­тие бы­ло зак­реп­ле­но, прав­да, не в 6-ой, а в 7-ой статье Конс­ти­ту­ции РФ5, где за­пи­са­но, что «Рос­сий­ская Фе­де­ра­ция — со­ци­аль­ное го­су­дарст­во, по­ли­ти­ка ко­то­ро­го нап­рав­ле­на на соз­да­ние ус­ло­вий, обес­пе­чи­ваю­щих дос­той­ную жизнь и сво­бод­ное раз­ви­тие че­ло­ве­ка». Слова, конечно, хорошие, однако мало отличающиеся от старой советской идеологемы времен политического господства КПСС — «Всё для блага человека, всё во имя человека!». Говорят, всё в том же ироническом контексте, что многие даже видели этого человека: «и мы знаем этого человека!».

Но ес­ли без шу­ток, то нель­зя не от­ме­тить, что это конс­ти­ту­ци­он­ное по­ло­же­ние, как и статьи, го­во­ря­щие, нап­ри­мер, о пре­дос­тав­ле­нии го­су­дарст­вом каж­дому граж­да­ни­ну пра­ва на бесп­лат­ную ме­ди­цинс­кую по­мощь и бесп­лат­ное дош­коль­ное, на­чаль­ное и сред­нее про­фес­сио­наль­ное об­ра­зо­ва­ние, на де­ле спо­собст­во­ва­ли лишь сох­ра­не­нию идео­ло­ги­чес­к­ого ту­ма­на, нак­ры­вав­ше­го со­ветс­кое об­щест­во.Бесп­лат­ный сыр, как из­вест­но, бы­ва­ет толь­ко в мы­ше­лов­ке, и как ус­пе­ли убе­дить­ся со­вет­ские граж­да­не: «ле­чить­ся да­ром — это да­ром лечиться»6.

В дейст­ви­тель­нос­ти, ни ме­ди­цинс­кая по­мощь, ни об­ра­зо­ва­ние ни­ког­да не бы­ли и не мо­гут быть бесп­лат­ны­ми (если, ко­неч­но, их бесп­лат­но не ока­зы­ва­ют са­ми вра­чи и учи­те­ля). Они оп­ла­чи­ва­ют­ся все­ми ра­бо­таю­щи­ми граж­да­на­ми, пе­ре­чис­ляю­щи­ми го­су­дарст­ву на­ло­ги и дру­гие обя­за­тель­ные сборы.

Государство только перераспределяет эти средства и в данном случае выполняет лишь функцию страховой компании для общества в целом. Но выполняет оно эту функцию крайне плохо, в том числе потому, что, создавая иллюзию бесплатности данных услуг, позиционирует себя в качестве непогрешимого субъекта управления социальной сферой фактически на правах рабовладельца, что указывает на наличие априорных предпосылок в мышлении представителей государственной власти и части общества, соответствующих идеологии тоталитарных режимов.

О
ТМЕТИМ ТАКЖЕ, 

что современная история уже знала один государственный режим, имевший название «социальный», о котором политики в России и за рубежом либо забыли, либо предпочитают не вспоминать. Речь идет о марионеточном режиме, установленном в 1943 г. национал-социалистической Германией в Италии, который получил название «Социальная республика Италия» (Repubblica Sociale Italiana). Если в России речь идет о подобном повторении, то это лишнее подтверждение того, что история нас ничему не научила. К сожалению, об этом свидетельствует и распространение идей, отражающих желание иметь «социально-корпоративное государство», которые в 20-е годы прошлого столетия развивали итальянские фашисты7.

При этом, несмотря на различные заверения представителей правительства, на деле государственная власть в России практически с самого начала провозглашения идеи «социального государства» не проявляет реальной заинтересованности в четком функционировании рыночных институтов, что предполагает, в частности, обеспечение гарантии прав кредиторов и реализацию принципа равных прав при равной ответственности.

Наблюдается, с одной стороны, явная вульгаризация либеральных идей и принципов, которые используются государственной властью для оправдания своей и без того низкой ответственности, а точнее — безответственности и фактического отказа от выполнения социально-значимых функций. С другой стороны, полностью игнорируя либеральные ценности, представители власти вновь сосредоточили под своим непосредственным контролем банковскую систему и особо прибыльные объекты бизнеса, развивая наиболее неприглядные формы монополизма и подавления частной инициативы.

И вполне закономерно, что, сегодня, несмотря на видимость относительной социальной стабильности, возникшей на фоне благоприятной для России мировой конъюнктуры, страна балансирует на грани критического состояния, потенциально опасного тем, что можно окончательно пог­ру­зиться в пучину неоколониальной зависимости или гражданской войны.

В
ОТ ПОЧЕМУ, 

ука­за­ние в ка­чест­ве це­ли по­ли­ти­ки рос­сийс­ко­го «со­ци­аль­но­го го­су­дарст­ва» на «сво­бод­ное раз­ви­тие че­ло­ве­ка» ма­ло что зна­чит. Са­ма по се­бе эта фра­за во мно­гом аморф­на и неконкретна. В абст­ракт­ной фор­ме по­ня­тия «сво­бо­да» и «сво­бод­ное раз­ви­тие» ли­ше­ны свое­го исто­ри­чес­ко­го и со­циаль­но­го содержания. Реаль­ное зна­че­ние ука­зан­ные по­ня­тия об­ре­та­ют лишь в конк­рет­ной ис­то­ри­чес­кой и со­ци­аль­ной обста­нов­ке, про­яв­ля­ясь как не­об­хо­ди­мость уст­ра­не­ния не­кое­го внеш­не­го пре­пятс­твия, соп­ро­тив­ле­ние гне­ту; все эти об­стоя­тельст­ва на­чи­на­ют зат­руд­нять раз­ви­тие че­ло­ве­ка как со­ци­аль­ной личности. При этом лю­бой че­ло­век, раз­ви­ва­ясь в об­щест­ве, по оп­ре­де­ле­нию, вы­нуж­ден пос­то­ян­но ис­пы­ты­вать ог­ра­ни­че­ния и дав­ле­ние со сто­ро­ны дру­гих его чле­нов, со­ци­аль­ных инс­ти­ту­тов, ус­та­нов­лен­ных за­ко­нов, норм, обы­ча­ев и т.п., что в оп­ре­де­лен­ных пре­де­лах сле­ду­ет рас­смат­ри­вать в ка­чест­ве ес­тест­вен­но­го и не­об­хо­ди­мо­го яв­ле­ния об­щест­вен­ной жизни.

Иное дело, что, с одной стороны, указанные ограничения не являются раз и навсегда установленными, они объективно меняются под давлением потребностей социально-экономического развития, каждый раз наполняя понятие «че­ло­ве­чес­кая свобода» конкретным содержанием.

С другой стороны, существует постоянная угроза вырождения ранее достигнутых свобод отдельных социальных групп и индивидов в привилегии и монополии.

Поэ­то­му со­ци­аль­но зна­чи­мым яв­ля­лось бы оп­ре­де­ле­ние за­дач го­су­дарст­ва по уст­ра­не­нию пре­пятст­вий в ви­де раз­лич­ных форм мо­но­по­лиз­ма для обес­пе­че­ния не­оп­ре­де­лен­но раз­но­об­раз­ной че­ло­ве­чес­кой дея­тель­нос­ти, спо­собст­вую­щей раск­ры­тию воз­мож­нос­тей и спо­соб­нос­тей ин­ди­ви­дов как со­ци­аль­ных личностей.

Но, как с сожалением от­ме­тил не­мец­кий фи­ло­соф и го­су­дарст­вен­ный дея­тель Виль­гельм фон Гум­больдт (1767-1835) в ра­бо­те «О пре­де­лах го­су­дарст­венн­ой дея­тель­нос­ти», «меж­ду той сво­бо­дой, к ко­то­рой на­ция стре­мит­ся, из­ме­няя свои уч­реж­де­ния, и той, ко­то­рую уже уст­ро­ен­ное го­су­дарст­во мо­жет дать, су­щест­ву­ет та­кое же со­от­но­ше­ние, как меж­ду на­деж­дой и нас­лаж­де­ни­ем, меж­ду пла­ном и его осу­ществ­ле­ни­ем… Раз­но­об­ра­зие, про­ис­хо­дя­щее от сою­за мно­гих, есть ве­ли­чай­шее бла­го, да­вае­мое об­щест­вом, и это раз­но­об­ра­зие не­сом­нен­но те­ря­ет­ся по ме­ре го­су­дарст­вен­но­го вме­ша­тельст­ва… Чем боль­ше го­су­дарст­во со­дейст­ву­ет дос­ти­же­нию из­вест­ных це­лей, тем од­но­об­раз­нее ста­но­вит­ся не толь­ко дея­тель­ность, но и результат ее…»

Подавляющая власть государства препятствует свободному проявлению сил… Государственные мероприятия всегда более или менее сопряжены с принуждением, но и в том случае даже, когда его нет, они слишком приучают человека более ожидать чужого поучения, чужого руководства, чужой помощи, нежели самому искать для себя исхода [пути самореализации]»8.

В. Гумбольдт также справедливо указывал на то, что «возможность высшей степени свободы необходимо требует как высшей степени образования и меньшей потребности отдельных людей действовать однообразными, скученными массами, так и большей силы и более разнообразного умственного и нравственного богатства отдельных действующих личностей»9.

У творцов российского «основного закона» подобный подход, предполагающий более четкое оп­ре­де­ле­ние за­дач и от­ветст­вен­нос­ти го­су­дарст­ва в про­ти­во­дейст­вии раз­лич­ным фор­мам мо­но­по­лиз­ма, так­же не на­шел долж­но­го по­ни­ма­ния. Он про­ти­во­ре­чил на­ме­ре­нию влас­ти за­ме­нить в соз­на­нии масс преж­нюю идео­ло­ги­чес­кую це­ле­вую ус­та­нов­ку, сог­лас­но ко­то­рой жизнь лю­дей предс­тав­ля­лась как дви­же­ние от «со­циа­лиз­ма» к «ком­му­низ­му»10, на ана­ло­гич­ную но­вую, вер­нее, на за­бы­тую ста­рую идею, ко­то­рую мож­но най­ти еще в произ­ве­де­ниях Арис­то­теля (ок. 384-322 до н.э.)11.

Р
ЕЧЬ ИДЕТ 

об утопической идее государства всеобщего благоденствия, за которой, начиная с произведений того же Аристотеля, всегда пряталось лицемерное стремление представителей государственной власти устанавливать «полезность» или «бесполезность» членов общества12.


Понятно, что такое отношение яв­ля­ет­ся не прос­то по­роч­ным, но и край­не ре­ак­ци­он­ным с точ­ки зре­ния пот­реб­нос­тей и ус­ло­вий со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ко­го раз­ви­тия об­щест­ва. Это в полной мере проявилось при создании видимости законности приватизации государственной собственности и продолжает проявляться сегодня в процессе ее передела.

Вообще, результаты и современные последствия приватизации лишний раз свидетельствуют о нерешенности основной проблемы и задачи, которая заключается не в создании «социального государства», а в обеспечении социальных условий для появления ответственного государства. Это предполагает и реализацию на практике принципа разделения властей, и воспроизводство необходимого баланса прав и ответственности лиц, а также социальных групп, участвующих в экономической и политической жизни общества.

К
ОГДА 

мы говорим об утопизме, то под этим тер­ми­ном по­ни­ма­ем не бла­гие нес­бы­точ­ные меч­ты, а лож­ное при­тя­за­ние раз­рек­ла­ми­ро­ван­ных идей и тео­рий на прог­рес­сив­ность и гу­ма­низм. Ис­то­рия сви­де­тельст­ву­ет, что от­дель­ные эле­мен­ты в сос­та­ве уто­пи­чес­ких тео­рий со­ци­аль­ной ми­фо­ло­гии, пусть и в уре­зан­ном ви­де, впол­не мо­гут воп­ло­титься в жизнь. Но ре­зуль­та­ты, по­лу­чае­мые в про­цес­се их воп­ло­ще­ния и при­ме­не­ния, всег­да ко­рен­ным об­ра­зом от­ли­ча­ют­ся от за­яв­лен­ных це­лей и ока­зы­ва­ют крайне не­га­тив­ное воз­дейст­вие на воз­мож­нос­ти и ус­ло­вия че­ло­ве­чес­ко­го развития.

Заметим, что ставший нарицательным термин «утопизм», возникший благодаря религиозно-философскому произведению Т. Мора (1478-1535)13, где описывается жизнь в Англии и на некоем острове Утопия, названном так в честь его осно­вателя по имени Утоп14, получил оттенок недостижимой идиллии.

Но любой здравомыслящий человек, который бы прочитал сегодня данное произведение, разглядел бы в этой идиллии вполне реальные контуры существовавших и существующих ГУЛАГов и концлагерей15.

Во­об­ще, как по­ка­зы­ва­ет прак­ти­ка, глу­бо­кое пре­об­ра­зо­ва­ние об­щест­ва, к ко­то­ро­му час­то при­зы­ва­ют ра­ди­ка­лы, са­мо по се­бе не мо­жет рас­смат­ри­вать­ся в ка­чест­ве па­на­цеи или ус­ло­вия обес­пе­че­ния все­об­ще­го счастья (пос­лед­нее не бы­ва­ет все­об­щим, оно всег­да ин­ди­ви­ду­аль­но и, как пра­ви­ло, не­раз­рыв­но свя­за­но с по­ня­ти­ем нес­частья: «не бы­ло бы счастья, да нес­частье помогло»).

Причем когда какое-либо общественное устройство определяют в качестве конечной цели человеческой деятельности, это является одним из наиболее ярких показателей социальной мифологии.

При такой постановке вопроса необходимо будет признать или возможность остановки человеческого развития вообще (что на самом деле предполагает не всеобщее счастье, а уничтожение или самоуничтожение человечества), или превращение человека в какое-то иное существо (что равносильно уничтожению человека как вида).

Практические действия, осно­ван­ные на расп­рост­ра­не­нии идео­ло­гии, пред­по­ла­гаю­щей в ин­те­ре­сах идеаль­но­го об­щест­ва из­ме­не­ние че­ло­ве­ка и че­ло­ве­чес­кой при­ро­ды (как это бы­ло в СССР и на­цио­нал-со­циа­лис­ти­чес­кой Гер­ма­нии), не­из­беж­но свя­за­ны с по­яв­ле­ни­ем то­та­ли­тар­ных ре­жи­мов16. Они всег­да за­кан­чи­ва­лись и бу­дут за­вер­шать­ся но­вы­ми хо­ло­кос­та­ми и концлагерями.

Поэтому любые теории и практические шаги в области государственной политики, а также совершенствования социальной организации должны оцениваться с точки зрения их влияния на условия взаимодействия индивидов в направлении наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов и человеческого потенциала, повышения уровня свободы человеческого творчества.

Но это не означает селекцию и производство (в прямом и пе­ре­нос­ном смыс­лах) «но­во­го че­ло­ве­ка» или за­ме­ну од­них че­ло­ве­чес­ких ка­честв ины­ми, яко­бы бо­лее прог­рес­сив­ны­ми, со­вер­шен­ны­ми или по­лез­ны­ми, и не име­ет ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к дос­ти­же­нию все­об­ще­го счастья или все­об­ще­го бла­го­денст­вия17. Ник­то не мо­жет точ­но предсказать и предс­та­вить, ка­кие че­ло­ве­чес­кие ка­чест­ва и спо­соб­нос­ти мо­гут ока­зать­ся не­об­хо­ди­мы­ми и вост­ре­бо­ван­ны­ми при том или ином уров­не со­ци­аль­но­го и на­уч­но-тех­ни­чес­ко­го раз­ви­тия, при из­ме­не­нии при­род­ной и со­ци­аль­ной среды.

Поэтому речь может идти лишь о раскрытии этих качеств в бесконечном разнообразии форм их проявлений, что предполагает все более внимательное отношение к социальной оценке роли и возможностей каждого индивидуума.

М
ЕЖДУ ТЕМ, 

за формально новым (по сравнению с коммунистическим) идеологическим подходом российских властей скрывались конкретные эгоистические интересы определенных политических сил и социальных групп, в том числе тех, кто активно «зарабатывает» на государственных социальных программах.

В этой связи не случайным можно считать и тот факт, что период длительного насаждения марксистской идеологии, повсеместно ограничивавшей свободу самореализации личности, сменился навязыванием многочисленных социологических опросов и рейтингов в качестве составных инструментов политтехнологии по обработке общественного мнения.

В значительной мере эта обработка направлена на поддержание у значительной части российского общества наивной веры во всесилие государства, в саму возможность того, что с приходом «хорошей» государственной власти наступит всеобщее счастье, будет создано все, что соответствует ее идеалам и представлениям о справедливой жизни.

В таких действиях мож­но уви­деть не­же­ла­ние влас­тей спо­собст­во­вать по­яв­ле­нию у ши­ро­ких масс эле­мен­тар­ной гу­ма­ни­тар­ной об­ра­зо­ван­нос­ти, со­ци­аль­но­го зна­ния и во­об­ра­же­ния; их стрем­ле­ние за­ка­муф­ли­ро­вать реа­лии со­ци­аль­ной жиз­ни, всег­да про­ни­зан­ной по­гра­нич­ны­ми соп­ря­же­ния­ми, для по­ни­ма­ния и из­ме­не­ния ко­то­рых тре­бу­ет­ся на­ли­чие ци­ви­ли­зо­ван­ной гра­мот­нос­ти, от­каз от при­выч­ки хо­дить на по­мо­чах, ждать инст­рук­ций, ка­ких-то по­ли­ти­чес­ких ука­зок сверху.

Понятно, что на образ мышления людей и ин­тен­цию их дейст­вий ока­зы­ва­ют влия­ние опыт и идео­ло­гия «пред­шест­вен­ни­ков», и эта идео­ло­гия воз­дейст­ву­ет на ак­ты са­мос­тоя­тель­ной оцен­ки ими собст­вен­но­го бла­го­по­лу­чия и ус­той­чи­вос­ти свое­го по­ло­же­ния.

Но де­ло в том, что на­ли­чие у ос­нов­ной мас­сы на­се­ле­ния ис­ка­жен­но­го предс­тав­ле­ния о ре­аль­ных со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ких и по­ли­ти­чес­ких про­цес­сах, как по­ка­зы­ва­ет рет­ро­спек­тив­ный ана­лиз, по­мо­га­ет уз­кой со­ци­аль­ной прос­лой­ке, до­бив­шей­ся власт­ных пол­но­мо­чий, в те­че­ние оп­ре­де­лен­но­го вре­ме­ни ма­ни­пу­ли­ро­вать со­циу­мом в эго­ис­ти­чес­ких ин­те­ре­сах для удер­жа­ния сво­их привилегий.

Как заметил еще Д. Юм (1711-1776), анализируя основы государственного правления, ничто не представляется более удивительным, чем та «легкость, с которой меньшинство управляет большинством, и то безоговорочное смирение, с которым люди отказываются от собственных мнений и аффектов в пользу мнений и аффектов своих правителей. Если мы будем исследовать, при помощи каких средств достигается это чудо, то обнаружим, что как сила всегда на стороне управляемых, то правители в качестве своей опоры не имеют ничего, кроме мнения. Поэтому правление основывается только на мнении; и это правило распространяется как на самые деспотические и диктаторские правления, так и на самые свободные и демократические»18.

О
ДНАКО, 

когда власть на­чи­на­ет те­шить се­бя на­деж­дой, что она мо­жет на­веч­но идео­ло­ги­чес­ки об­ра­бо­тать и за­ко­ди­ро­вать мас­со­вое соз­на­ние, иг­но­ри­руя объ­ек­тив­ные ус­ло­вия функ­цио­ни­ро­ва­ния и раз­ви­тия об­щест­ва, то это за­кан­чи­ва­ет­ся иск­лю­чи­тель­но не­га­тив­ны­ми пос­ледст­вия­ми и для са­мой власти.

Поскольку при этом в нед­рах ее собст­вен­ной струк­ту­ры воз­ни­ка­ют ус­той­чи­вые об­ра­зо­ва­ния, ме­ха­низм дейст­вия ко­то­рых при­во­дит к ста­нов­ле­нию та­кой го­су­дарст­вен­ной и об­щест­вен­ной сис­те­мы, ко­то­рая ра­бо­та­ет на само­уничтожение.

Как заметил по этому поводу еще Дж. Локк (1632-1704), «тот, кто не видел подобных примеров на своем веку, очевидно, мало жил на свете, и тот, кто не может привести примеров этого при всевозможных видах правления в мире, должно быть, очень мало читал»19.

С этой точки зрения важно учитывать, что сегодня, несмотря на формальное забвение и отказ российской политической элиты от коммунистической идеологии, даже в среде этой элиты реального понимания теоретических ошибок и алогизмов в «единственно верном учении» не было достигнуто.

Этот факт сам по себе продолжает оказывать негативное влияние на процесс принятия политических решений и практику государственного регулирования социально-экономической деятельности. Характерно, что органы государственной власти в очередной раз предпринимают попытки навязать обществу представления о социальной политике в духе экономического детерминизма. При сохранении игры в демократическое и либеральное правительство возродились административно-командные методы управления экономикой, было подавлено полноценное развитие банковской системы, осуществилась фактическая ликвидация малого и среднего бизнеса. С момента провозглашения «социального государства» и «рыночной экономики» у представителей власти не наблюдалось глубокого понимания либеральных принципов, не говоря уже об их критическом осмыслении и преодолении существующих недостатков современного либерализма.

Говоря словами Дж. Кейнса (1883-1946), «половина ходячей мудрости наших государственных мужей берется из прописей, верных или хотя бы отчасти верных для своего времени, но день ото дня все меньше подходящих для наших дней»20.

При этом, с одной стороны, забвение основ и недостатков политико-философских доктрин и концепций прошлого сопровождается их воспроизводством под новыми названиями, а с другой — известные термины используются без какого-либо учета их первоначального значения и смысла, что способствует появлению дополнительной неразберихи, как на уровне политической теории, так и практической политики.

Конечно, нельзя назвать новостью сам факт ши­ро­ко­го расп­рост­ра­не­ния в со­циу­ме по­ня­тий, ис­ка­жен­ных сию­ми­нут­ны­ми прак­ти­чес­ки­ми ин­те­ре­са­ми и смыс­ло­вы­ми от­тен­ка­ми по­ли­ти­чес­ко­го, идео­ло­ги­чес­ко­го, куль­тур­но­го и ис­то­ри­чес­ко­го ха­рак­те­ра, вре­ме­на­ми столь же не­оп­ре­де­лен­ны­ми, сколь и насыщенными.

Причем, как правило, с наибольшей легкостью эти понятия используются теми (включая представителей СМИ), кто меньше всего знает, что именно они в действительности обозначают.

Понятно также, что значительное число социологических категорий можно отнести к «подвижным», изменчивым и текучим, в результате чего некоторые из этих категорий достаточно часто, но далеко не всегда оправданно, начинают употребляться как синонимы (например, «общество» и «сообщество»), либо антонимы.

В последнем случае речь идет о таких категориях как «государство» и «гражданское общество».

Вместе с тем та ситуация, которая возникла в последние пятнадцать лет вокруг понятия «гражданское общество», не может не вызывать удивления и беспокойства. Дело в том, что даже в среде части политологов и социологов в этом вопросе наблюдается не просто «теоретический плюрализм», но, можно сказать, и особого рода научная амнезия, усугубленная идеологическими наслоениями и политическими пристрастиями.

П
ЕРВОНАЧАЛЬНО 

базовый политический смысл появления идеи гражданского общества, которая, правда, часто неправомерно преподносилась как новое слово науки, был связан с осознанием необходимости найти противовес идеологии тотального государственного диктата. Вопрос о гражданском обществе в России стал увязываться с развитием демократических процессов и с воссозданием либеральной идеи «правового государства».

Особое политическое звучание проблема гражданского общества получила ввиду интереса к происходившим на постсоветском пространстве «демократическим процессам» со стороны новых «иностранных партнеров». Это звучание усилилось с началом реализации программ привлечения неправительственных организаций в качестве консультантов и посредников в различных проектах по изменению законодательной базы и формированию новой институционально-правовой инфраструктуры, определению принципов и механизмов приватизации государственной собственности.

При этом базовый по­ли­ти­чес­кий смысл идеи граж­данс­ко­го об­щест­ва нес­коль­ко «за­те­рял­ся» на фо­не ее ис­поль­зо­ва­ния в ка­чест­ве идео­ло­ги­чес­ко­го обес­пе­че­ния прог­рамм при­ва­ти­за­ции го­су­дарст­вен­ной собст­вен­нос­ти, ко­то­рые про­во­ди­лись властью, ис­по­ве­до­вав­шей ту же ре­ли­гию го­су­дарст­вен­ной все­доз­во­лен­нос­ти и в ус­ло­ви­ях «пло­хой ви­ди­мос­ти» соб­лю­де­ния законности.

Ближе к началу нового ты­ся­че­ле­тия учас­тие «иност­ран­ных по­мощ­ни­ков» ста­ло вы­зы­вать не­до­вольст­во рос­сийс­ких влас­тей, в том чис­ле по при­чи­не того, что их по­мощь, ста­но­вясь го­су­дарст­вен­но не­вост­ре­бо­ван­ной, од­нов­ре­мен­но ока­зы­ва­лась ненужной помехой в процессе видоизменения структуры политической власти и передела ранее приватизированной государственной собственности. Одновременно разговоры о необходимости «строительства» гражданского общества в России на практике стали использоваться (с привлечением средств массовой информации) в качестве такого же идеологического штампа или лозунга, каким был раньше лозунг построения «развитого социалистического общества» и «коммунизма».

Отличие, правда, в том, что сегодня наблюдаются два подхода к достижению «великой цели». Первый подход представляют сторонники действующей власти, которые обосновывают важность участия государства в становления гражданского общества, а второй — ее критики, которые доказывают необходимость отстранения государства от этого процесса.

К
 СОЖАЛЕНИЮ, 

эти «идеологические рамки» оказали существенное воздействие и на характер научных дискуссий, а сама проблема гражданского общества, рассматриваемая на протяжении последних пятнадцати лет политологами и социологами, то появляется, то исчезает из поля их зрения.

Причем, при­ни­мая во вни­ма­ние ши­ро­чай­ший диа­па­зон раз­но­об­раз­ных по­ли­ти­чес­ких ин­те­ре­сов, оце­нок и ар­гу­мен­тов, сле­ду­ет при­знать, что на­уч­ное со­об­щест­во не стол­ько прод­ви­ну­лось в расшифровке понятия «российское гражданское общество», сколько еще больше запутало его.

О
СНОВНАЯ МАССА 

предлагаемых сегодня определений гражданского общества, то содержание, которое различные авторы вкладывают в это понятие, к сожалению, может свидетельствовать о готовности политологов и социологов вновь повторить ошибки прошлого. На это и указывает общий разброс мнений по данному вопросу.

На од­ном по­лю­се «граж­данс­кое об­щест­во» ха­рак­те­ри­зу­ет­ся как чуж­дая на­цио­наль­ным ин­те­ре­сам Рос­сии идео­ло­ги­чес­кая конст­рук­ция, нап­рав­лен­ная на люм­пе­ни­за­цию на­се­ле­ния страны21.
 

На другом — «гражданское общество» возвеличивается вплоть до воз­ве­де­ния его чуть ли не в ранг ко­ми­те­та об­щест­вен­но­го спа­се­ния, су­щест­вую­ще­го в ви­де не­кой се­те­вой конст­рук­ции, в ко­то­рую вклю­ча­ют «не­за­ви­си­мый биз­нес, сво­бод­ную прес­су, об­щест­вен­ные ор­га­ни­за­ции и партии».22
 

Про­ме­жу­точ­ное по­ло­же­ние за­ни­ма­ют кон­цеп­ции, ут­верж­даю­щие, что тот по­ря­док, ко­то­рый обя­за­но под­дер­жи­вать и реа­ли­зо­вы­вать го­су­дарст­во на сво­ей тер­ри­то­рии, дол­жен оп­ре­де­лять­ся пот­реб­нос­тями раз­ви­тия граж­данс­ко­го общества. Но выст­раи­вае­мые мо­де­ли граж­данс­ко­го об­щества и его взаи­мо-дейст­вия с го­су­дарст­вом, по су­щест­ву, сох­ра­ня­ют ориен­та­цию на идеа­ли­за­цию об­ра­за «за­пад­ной демократии».
 

С нашей точки зрения, многим современным политологам и социологам, выстраивающим концепции гражданского общества, не лишне было бы вспомнить слова, вышедшие из под пера Т. Гоббса (1558-1679), благодаря которому, кстати, дефиниция «гражданское общество» впервые вошла в лексикон политической философии: «Ошибки, сделанные в определениях, увеличиваются сами собой… и доводят людей до нелепостей, которые в конце концов они замечают, но не могут избежать без возвращения к исходному пункту, где лежит источник их ошибок… Этих людей можно уподобить птицам, влетевшим через дымовую трубу и видящим себя запертыми в комнате; они порхают, привлекаемые обманчивым светом оконного стекла, но у них не хватает ума сообразить, каким путем они влетели»23.

Можно согласиться с Гоббсом и в том, что правильные определения способствуют приобретению знания, а в неправильных кроется «злоупотребление, от которого происходят все ложные и бессмысленные учения».

Необходимо только учитывать, что зло­упот­реб­лять мож­но и пра­виль­ны­ми оп­ре­де­ле­ния­ми, и что оп­ре­де­ле­ние, пре­тен­дую­щее на «пра­виль­ность» и «ис­тин­ность», ввиду сво­ей абст­ракт­нос­ти час­то оце­ни­ва­ет­ся как ба­наль­ность, а лю­бое уточ­не­ние и до­пол­не­ние к не­му по не­об­хо­ди­мос­ти бу­дет со­дер­жать в се­бе и пра­виль­ные и не­пра­виль­ные моменты.

В этой связи важно обратить внимание и на то обстоятельство, что при построении философских, политических и социальных теорий используется далеко не вся информация, которая имелась в определенный исторический период, либо она неправильно расшифровывается или интерпретируется.

При этом следует учитывать, что многие теоретические построения были и остаются направленными не только на изучение гражданского общества, но на практические действия, связанные с функционированием государства, сохранением или достижением политической власти. Много сил уделялось и уделяется формированию концепций, раскрывающих, используя китайское выражение, «высочайшие предначертания по управлению страной», программу царствования.

К сожалению, многие миллионы людей, умиравших со слепой верой под знаменами «ложных и бессмысленных учений» — ошибались и продолжают ошибаться. Для нахождения «ошибки» необходимо осознавать причины и последствия данного явления.

Научные исследования не должны использоваться как плац для идеологической «муштры». Наличие подобной картины, как и «научный spam» (если использовать современную терминологию) — это симптомы смертельной болезни науки. Наука — это всегда ответственное сражение за знание, а подчас и жестокая конкуренция за право говорить правду.

Желанием помочь читателям разобраться в этих вопросах
и продиктована задача написания
данной монографии



Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. С. 468-469.

^

Чичерин Б. Н. Собственность и государство. СПб.: Издательство РХГА, 2005. С. 33-34.

^

Руссо Ж.-Ж. Об Общественном договоре, или Принципы политического Права. Кн. 1. Гл. I.

^

Между мифом и сказкой можно найти определенные отличия. Само название «миф» в какой-то мере стимулирует ум к его опровержению и поискам истины, а «сказка» в большей степени предполагает следование уже сложившимся понятиям об истинном.

Вообще, слово «миф» имеет несколько значений: первое — «повествование, легенда, предание» — в контексте политики может использоваться для характеристики формируемой коллективной «общенародной» фантазии с использованием чувственно-конкретных персонификаций и одушевления неодушевленных существ, которые в наивном политическом сознании мыслятся как вполне реальные. Второе — ложное представление, гипотеза, укоренившаяся в сознании до состояния «истины». «Миф» в этом значении имеет отчетливо отрицательный привкус.

Ученый, находящийся в плену у мифа, не осознает своего пленения, напоминая чем-то алкоголика, которому же не важно, что он пьет. Даже если со стороны видно, что он «копает» пустую породу, сам он может верить, что способствует утверждению научной и вполне обоснованной гипотезы. Однако стоит ему понять, что он работает на миф, он меняет направление поиска и начинает рыть новый колодец. В отличие от ученого политик в аналогичной ситуации, как правило, будет продолжать давать «на гора» пустую породу, пытаясь сохранить лицо, или будет упорно углублять колодец, делая из него огромную яму и затягивая в нее как можно больше народа.

Если говорить о прекрасной сказке, то она может нести в себе глубокий философский смысл, отражающий познание законов жизни в поисках истины, в доступной для общего понимания форме. В качестве примера можно назвать пушкинскую сказку о рыбаке и рыбке, или сказку Андерсена о платье голого короля. Сказка также и утешает народ, лелея его надежду, но не умаляя, однако, его самоуважения.

Один умудренный жизненным опытом философ, по-отечески улыбаясь, сказал мне однажды: «Не лишайте нас прекрасной сказки — бесплатное медицинское обслуживание, наборы к Новому году». В этой фразе слово «сказка» правильнее было бы заменить на «миф», хотя, конечно, этот термин плохо сочетается с требованием «не лишайте».

^

Для читателей, наверное, нелишне будет напомнить введение к Конституции РФ:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Особо отметим, что, принимая Конституцию РФ, «мы», оказывается, возрождали «суверенную государственность России», «утверждая незыблемость ее демократической основы». Иными словами, получается, что «мы» возрождали ранее существовавшие «демократические основы суверенной государственности России». Интересно, помнили ли «мы» о том или понимали под этими незыблемыми «демократическими основами» монархическое устройство государственной власти в Российской империи!? Если понимали, то, наверное, нам, действительно, уже давно пора переходить к утверждению «суверенной демократии».

Правда, в статье 3 Конституции говорится, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Но можно постараться в данном случае призвать на помощь Гегеля, который доказывал, что под суверенитетом народа следует понимать нахождение этого народа под суверенитетом монарха.

Остается, правда, вопрос о том, о каком сохранении и сохранении какого «исторически сложившегося государственного единства» при осознании «себя частью мирового сообщества» «мы» тогда думали? Дело в том, что при осознании себя частью мирового сообщества термин «суверенная демократия» приобретает несколько иное политическое звучание — демократия суверенов в составе мирового сообщества.

^

Во времена, когда вся советская Россия была наполнена дешевым портвейном под названием «Солнцедар», родилась также шутка о том, что даром нас лечат только Солнцедаром, подразумевающая, конечно, что даром нас лечит только солнце и только солнце лечит даром. Правда, и солнце лечило лишь на ограниченной территории СССР. Можно также сказать, что во все времена нас даром лечили только рекламой и идеологией.

^

Не следует забывать о том, что первоначально «фашистский манифест» (Fascist Manifesto), публикацией которого летом 1919 года итальянские фашисты заявили о себе как о политическом движении (в состав его руководства сначала входили и социалисты), включал в себя значительное число положений, имевших демократическое и социально значимое звучания.

Во внутриполитическом разделе этот манифест требовал, например, реализации всеобщего избирательного права и эмансипации женщин (чему в то время большинство европейских стран противилось). В разделе, посвященном социальной политике, манифест призывал, в частности, к скорейшему введению на уровне закона ограничения рабочего времени восемью часами, установлению минимального размера заработной платы, снижению пенсионного возраста с 65 до 55 лет. Заявлялось также о необходимости создания на уровне правительства национального совета по экономике, в который должны были входить эксперты, избираемые из числа представителей бизнеса и профсоюзов.

Таким путем должна была реализо-вываться идея социального корпоративного государства и «третьего пути» развития (не капиталистического и не социалистического). Кроме того, манифест предусматривал введение жестко прогрессивной шкалы налога на капитал, национализацию военной промышленности, а также проведение мирной, но конкурентоспособной внешней политики государства.

О том, к каким последствиям привела реализация на практике идеи «корпоративного государства» после прихода (причем с соблюдением видимости демократических процедур) фашистов к власти, наверное, не требуется напоминать.

^

Гумбольдт, Вильгельм фон. О пределах государственной деятельности. М.: Социум, Три квадрата, 2003. С. 8, 21-23.

^

Гумбольдт, Вильгельм фон. О пределах государственной деятельности. М.: Социум, Три квадрата, 2003. С. 7.

^

Эта идеология, длительное время помогавшая удерживать массы населения в рабском состоянии, но при обеспечении минимальной пайки для выживания, в период «развитого социализма» перестала выполнять свою функцию.

Об этом говорят анекдоты того времени. Например, генеральному секретарю ЦК КПСС (Л. И. Брежневу) задают вопрос: «Если мы на пути от социализма к коммунизму, то почему есть (конечно, в анекдоте произносилось несколько более эмоционально окрашенное слово, ассонируемое со словом «жертва») нéчего? Леонид Ильич серьезно отвечает: «А никто вас в дороге кормить не обещал...».

^

Реальное историческое бытие Аристотеля и других известных философов древней Греции и древнего Рима, не говоря уже о приписываемых данным мыслителям сочинениях, вызывает, правда, определенные сомнения. Сегодня эти сомнения получают новые подтверждения, но возникли они давно.

Ж.-Ж. Руссо в свое время справедливо отметил, что «нам как раз больше всего не хватает именно той наиболее поучительной части летописей народов, которая представляет собою историю их становления».

В отношении Аристотеля Руссо приводит следующее замечание: «Если следовать за Аристотелем, оказалось бы, что никогда еще с сотворения мира не существовало ни одного короля». Он также подчеркивает, что «у нас нет никаких вполне достоверных памятников первых времен Рима. Весьма вероятно даже, что большая часть того, что о них рассказывают — это басни». Раскрывая эту мысль, Руссо напоминает, что имя «Рома», которое, как утверждают, происходит от «Ромул», — это слово греческое и означает «сила», а имя «Нума» — тоже греческое и означает «закон». При этом он считает маловероятным тот факт, «что оба первых царя этого города уже наперед носили имена, столь соответствующие тому, что они совершили». (Руссо Ж.-Ж. «Об Общественном договоре, или Принципы политического Права». Кн. 3. Гл.Х и Кн. 4. Гл. IV).

Еще в XIX веке была признано, что некоторые из сочинений того же Аристотеля не были известны при его жизни, а многие другие могли быть приписаны ему впоследствии. Более того, и те сочинения, которые, как считалось, принадлежали Аристотелю, в отдельных своих частях также вызывают сомнения в подлинности.

Известно, что восстановление буквально из пепла сочинений, как и самих имен философских авторитетов прошлого, происходило постепенно под руководством католической церкви усилиями философов-схоластов, и этот процесс занял у них более трех столетий.

Под первыми произведениями Аристотеля ошибочно понимались работы арабских и еврейских философов, поскольку сочинения Аристотеля первоначально «открывались» на арабском языке, с которого переводились по заказу схоластиков, как считается, евреями. Сами схоласты затем осуществили их перевод на латинский язык. При этом сначала были «открыты» лишь скудные отрывки философского предания, которые дополнялись схоластами, после чего пришлось согласовать часто противоречивые точки зрения уже признанных философских авторитетов древности.

Это согласование (заметим, не во всем удавшееся) происходило с учетом требований теологии, связанных с задачей показать, что «истинам веры» соответствуют и искания разума. Главная цель при этом заключалась в создании единой философско-богословской системы, обосновании единства органической структуры науки и религии, что предполагало также появление новой концепции истории человечества (которой и сегодня в значительной степени придерживается историческая наука).

Первым, кто воспроизвел (с учетом замечаний арабских мыслителей) всю аристотелевскую философию в систематизированном виде, считается Альберт Больштедт (1193-1280), а Фома Аквинат (Аквинский) (1225-1274) обеспечил наиболее полное приспособление сочинений Аристотеля к теологии.

Однако, первое полное издание указанных сочинений на латинском языке (с комментариями арабского философа) появилось спустя два века в Венеции в 1489 году, и там же было опубликовано первое издание на греческом языке (в 5 т.) — в 1495-98 гг. Далее последовало издание, пересмотренное Эразмом (Базель, 1531), и многие другие. В конце XVIII века появилось новое греческое и латинское издание в 5 томах.

^

Аристотель относится к числу философов, чьи сочинения подлежали обязательному изучению в высших и средних учебных заведениях, организованных иезуитами, которые до XVIII века играли исключительно высокую роль в развитии системы образования многих европейских стран.

Возможно, данное обстоятельство способствовало тому, что почти общепринятой оказалась точка зрения, согласно которой многочисленные сочинения Аристотеля представляют собой и вершину, и всю область доступного в его время знания, которое было им систематизировано и получило глубокое философское обоснование.

Между тем, в политической философии Аристотеля можно найти массу противоречивых суждений, которые и сегодня могут использоваться для доказательства прямо противоположных точек зрения по проблемам государственного устройства, демократии, олигархии и монархии, смысла и цели государственной деятельности и т.д.

^

Томас Мор, считающийся одним из основателей коммунистической теории, занимал в Англии (1529-1534) пост канцлера и был казнен по обвинению в государственной измене за поддержку римско-католической церкви.

^

Интересно, что после «утопизма» от имен собственных образовывались названия в основном только таких политических теорий (марксизм, ленинизм, троцкизм, сталинизм, маоизм), реализация которых на практике несла с собой массовые жертвы и человеческие страдания.

^

Отметим также, что отдельные элементы этой «идиллии», например, заключающиеся в вывозе произведенных в Утопии «излишков» продукции за границу в обмен на долговые обязательства иностранных «друзей» и использование этих обязательств в интересах удовлетворения политических амбиций власти, можно наблюдать и сегодня в деятельности российского правительства и Центрального банка.

Последние, как известно, за счет вывоза «излишков» российской нефти, газа и других сырьевых ресурсов сформировали огромные «резервы» в виде долговых обязательств иностранных государств.

^

Заметим, что одним из первых идеологов такого «производства» людей по аналогии с селекцией животных («заботе о приплоде лошадей и собак») является Т. Кампанелла (1568-1639), признанный вместе с Т. Мором отцом-основателем коммунистической теории; одновременно — почитатель иезуитов, мечтавший (как и они) о мировом государстве под властью Римского Папы.

Для того, чтобы читатели получили представление о коммунистической идиллии, описанной Кампанеллой в «Городе Солнца» («Civitas solis»), приведем несколько цитат из этого произведения.

«Верховный правитель у них — священник, именующийся на их языке „Солнце“… Дома, спальни, кровати и все прочее необходимое у них общее. Но через каждые шесть месяцев начальники назначают, кому в каком круге спать… Когда все, и мужчины и женщины, на занятиях в палестре, по обычаю древних Спартанцев, обнажаются, то начальники определяют, кто способен и кто вял к совокуплению и какие мужчины и женщины по строению своего тела более подходят друг другу… Женщины статные и красивые соединяются только со статными и крепкими мужами; полные же — с худыми, а худые — с полными, дабы они хорошо и с пользою уравновешивали друг друга. Вечером приходят мальчики и стелют им ложа, а затем их ведут спать согласно приказанию начальника и начальницы… Ежели какая-нибудь женщина не понесет от одного мужчины, ее сочетают с другим; если же и тут она окажется неплодною, то переходит в общее пользование, но уже не пользуется почетом… ни в храме, ни за столом. Это делается с той целью, чтобы ни одна не предотвращала сама беременности ради сладострастия… На деторождение они смотрят как на религиозное дело, направленное ко благу государства, а не отдельных лиц, при котором необходимо подчиняться властям… Поэтому они подвергли бы смертной казни ту, которая из желания быть красивой начала бы румянить лицо, или стала бы носить обувь на высоких каблуках, чтобы казаться выше ростом, или длиннополое платье, чтобы скрыть свои дубоватые ноги… И они беспощадно преследуют врагов государства и религии, как недостойных почитаться за людей… Смертная казнь исполняется только руками народа, который убивает или побивает осужденного камнями, и первые удары наносят обвинитель и свидетели… Иным дается право самим лишать себя жизни: тогда они обкладывают себя мешочками с порохом и, поджегши их, сгорают, причем присутствующие поощряют их умереть достойно».

^

Обычно, когда в качестве цели и сущности государства говорят об общем благе, приводят определение Аристотеля: «Всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага (ведь всякая деятельность имеет в виду предполагаемое благо), то, очевидно, все общения стремятся к тому или иному благу, причем больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим».

Действительно, с этих слов начинается первая глава первой книги (из восьми) Аристотеля «Политика» (А.I.1.). Но при этом обычно не уточняют, что у Аристотеля имеется много не всегда согласующихся между собой подходов к определению общего блага, в основном сводящих его к умеренности во всем, к «золотой середине». А главное — это общее благо и общее счастье оказываются у него далеко не общими.

В созданном им идеальном государстве они приписываются только чистокровным гражданам (рожденным от двух граждан), признаваемым добродетельными, и более того — только тем, кто обладает всей полнотой гражданских прав. Эта полнота заключается не только в наличии права участвовать в выборе представителей власти, но и в реальной возможности занимать государственные должности. Этим ограничением исключаются из числа «осчастливленных» все ремесленники (к числу которых Аристотель относит также профессиональных художников и музыкантов), торговцы и земледельцы (не говоря уже о рабах).

В книге седьмой Аристотель прямо пишет, что «в государстве, пользующемся прекраснейшим устройством и объединяющем в себе мужей в полном смысле справедливых, а не условно справедливых, граждане не должны вести жизнь, какую ведут ремесленники или торговцы (такая жизнь неблагородна и идет вразрез с добродетелью); граждане проектируемого нами государства не должны быть и землепашцами, так как они будут нуждаться в досуге и для развития добродетели, и для политической деятельности». (Политика. H. VIII. 2.).

Хотя «землепашцы, ремесленники и всякого рода поденщики», по мнению Аристотеля «необходимо должны иметься в государстве», но «собственно частями государства» они, согласно его точке зрения, не являются, а следовательно, на них и не распространяется идея общего блага. Для этой категории неполноценных граждан (причем земледельцами он вообще предлагает иметь рабов) в качестве блага указывается право на жизнь.

Иными словами, общее благо и счастье распространяется у Аристотеля только на действующих и потенциальных (детей и сменяющих друг друга) представителей государственной власти.

Именно в этом отношении (в вопросе о благе правителей) идеальное государство Аристотеля принципиальным образом отличается от идеального государства Платона (428-348 до н.э., если верить, что он, как и Аристотель, является реальной исторической личностью).

По идее Платона, общее благо государства — это благо целого, для достижения которого части этого целого, включая самих правителей, могут и даже должны быть в чем-то ущемлены, Им допускались «личные несчастья, которые могут случиться с каждым из граждан» при заботе законодателя об общем благе. Кроме того, у Платона правители («стражи государства») не должны иметь в своей собственности «ни золота, ни серебра, ни чего-либо иного», а «получать от тех, кого они охраняют, содержание, соразмерное их скромным нуждам, и тратить его сообща, кормясь все вместе от общего стола». Более того, только стражам государства запрещалось иметь собственные семьи: жены и дети оказывались в общем ведении.

Эти мысли присутствуют и повторяются во многих сочинениях Платона («Государство», «Законы», «Политик», «Тимей») и, как правило, вкладываются им в уста Сократа (469-399 до н.э., если верить в историческое существование и этой личности).

Заметим также, что Аристотель, критикуя Платона (а точнее, Сократа), несколько искажал идеи последнего и ссылался лишь на два произведения: «Государство» и «Законы». Вместе с тем у Платона в «Законах» Сократ вообще не представлен в качестве участника диалога.

Это может означать, что либо Аристотель имел перед глазами иные по содержанию произведения, либо схоласты не в полной мере обеспечили согласованность текстов, приписанных древнегреческим философам.

^

Юм Д. Сочинения: в 2 т. М., 1996. Т. 2. С. 503-504.

^

Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Сочинения: в 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1988. С. 392.

^

Кейнс Дж. М. Я — Либерал? // О свободе. Антология мировой либеральной мысли (I половина ХХ века). М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 303.

Отметим, что Кейнс дважды (в 1925 и в 1928 гг.) посещал СССР. Его первая поездка состоялась в составе делегации Кембриджского университета по приглашению Российской академии наук по случаю празднования ее 200-летия. Понятно, что Кейнсу, как и всем иностранцам, попытались показать витрину достижений нового строя. Но представший взору ученого социальный пейзаж (дополненный позже картинами тоталитаризма и кровавой панорамой ГУЛАГа) выглядел достаточно тревожным.

К сожалению, сегодня просматриваются определенные параллели с тем периодом. Поэтому мы хотели бы обратить внимание современного читателя на три критических замечания о положении дел в России, которые отметил Кейнс в написанной по результатам первой поездки статье «Взгляд на Россию».

Первое замечание звучит следующим образом: «Быть здравомыслящим в суждениях о России чрезвычайно трудно». Мысль, конечно, не новая, но не потерявшая своей актуальности и сегодня.

Столь же злободневным оказывается и следующее критическое замечание известного английского экономиста. По мнению Кейнса, система налогообложения, способы оценки дохода и иные предписания загоняют представителей российского бизнеса в немыслимые условия. Так что для них не существует «других возможностей получить большие доходы, помимо тех, которые связаны с определенной долей риска, сопряженного с повсеместными взятками и хищениями…».

Наконец, третье замечание Кейнса непосредственно относится к смысловым структурам, составляющим каркас любого общества и потому определяющим границы социальной территории будущего России, перспективы ее экономического освоения. Кейнс отметил: «Народ в России весьма жаден на деньги…, по крайней мере он столь же жаден, как и все остальные народы. Но умение делать деньги и хранить их, как это принято у нас, не входит в жизненные расчеты разумного человека, который приемлет советские законы. А общество, где такое отношение к деньгам хотя бы в какой-то мере справедливо, — довольно настораживающее нововведение». (Кейнс Дж. М. Взгляд на Россию // О свободе. Антология мировой либеральной мысли (I половина ХХ века). М., 2000. С. 307, 311, 312).

^

Подробнее об этой позиции см. в монографии Осипова Г. В. Социология и общество. Социологический анализ российской смуты. М.: Норма, 2007. С. 74.

^

См., например, Сатаров Г. Демократура. М.: Новая Газета, 2004. С. 33-34.

^

См.: Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Часть I. Глава IV.

^

ПРЕДИСЛОВИЕ