АКТУАЛЬНЫЕ
КОММЕНТАРИИВсе права на данную публикацию принадлежат автору. Любое воспроизведение, перепечатка, копирование, ввод в компьютерную память или иные подобные системы распространения и иные действия в отношении данной публикации полностью или частично производятся только с разрешения автора, за исключением случаев цитирования в объёме, оправданном целью цитирования, или иных способов использования, допускаемых применимым законодательством. Любое разрешённое использование допускается с обязательным указанием названия публикации, её автора и адреса публикации в Интернете. Запросы на приобретение или частичное воспроизведение данной публикации присылайте на адрес электронной почты:
.
СЕНТЯБРЬ 2008Обострение ситуации на фондовом рынке и в банковской системе России продемонстрировало наличие крупных нерешенных проблем в области денежно-кредитной и финансовой политики государства, недостаточную эффективность действующих механизмов страхования, регулирования и надзора за деятельностью коммерческих банков и профессиональных участников рынка ценных бумаг. Несмотря на наличие крупномасштабных валютных резервов и фондов Правительства и Банка России (а в определенном смысле — по причине их накопления), существует высокая степень риска возникновения системного финансового и социально-экономического кризиса с трудно предсказуемыми социально-политическими последствиями. О
О
сознание данного обстоятельства требует глубокого переосмысления и корректировки принципов денежной эмиссии, регулирования фондового рынка, взаимоотношений коммерческих банков и Банка России, а также Правительства и налогоплательщиков. В качестве первоочередных шагов (в дополнение к действиям, предпринятым Правительством для урегулирования напряженности на финансовом рынке) предлагаем рассмотреть следующие меры: ▪Снижение риска спекулятивного давления и создания напряженностей на денежно-кредитном рынке в результате замены обязательных авансовых платежей налогов и сборов на систему добровольного авансового перечисления налогов (в течение года) в форме налоговых депозитов с выплатой их держателям процентов в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ. Естественно, что доход по указанным депозитам целесообразно исключить из налогооблагаемой базы; ▪Отказ от дорогостоящей системы расчета налога на добавленную стоимость и переход к исчислению налога с продаж, перечисляемому в бюджет ежедекадно; ▪Разработка и введение системы страхования профессиональных участников рынка ценных бумаг на случай временной неплатежеспособности (потери ликвидности) и/или банкротства; ▪Внесение изменений в действующую систему страхования депозитов в коммерческих банках. Страхование должно распространяться не только на вклады физических лиц, но и средства на расчетных счетах юридических лиц. Размеры страхового возмещения должны быть существенно увеличены, а сроки их выплаты значительно сокращены. Необходимо осознать, что основанная задача системы страхования коммерческих банков заключается в защите общего механизма денежного обеспечения и системы финансовых расчетов, поддержания социального доверия к банковской системе в целом в целях предотвращения системных рисков и глубины социально-экономических кризисов; ▪Изменение отношения Банка России к вопросу и условиям рефинансирования коммерческих банков. Обеспечение реальной возможности получения краткосрочных кредитов ЦБ РФ для всех коммерческих банков. В интересах поддержания стабильного уровня ликвидности однодневные кредиты, не превышающие 20% от суммы капитала банка, целесообразно выдавать без необходимости представления в Банк России какого-либо дополнительного обеспечения. Особо подчеркнем острую необходимость критического пересмотра и кардинального изменения всей законодательной и нормативно-правовой базы Банка России, условий и механизмов денежной эмиссии, которая сегодня превращена в производную от объемов поступающей в страну иностранной валюты. Это отражает отсутствие адекватного понимания социально-обусловленных механизмов денежной эмиссии. В настоящее время Банк России не осуществляет самостоятельно денежную эмиссию, а просто заменяет уже эмитированные доллары и евро на рубли, превращая их тем самым в некий суррогат иностранной валюты для внутреннего пользования. Помимо того, что данная ситуация свидетельствует о несостоятельности Банка России как эмиссионного центра, она не позволяет говорить о финансово-экономической независимости и безопасности России. Эмиссионная деятельность Банка России должна быть нацелена на развитие и поддержание внутри страны полноценных кредитных отношений, которые определяют состояние и перспективы социально-экономического развития государства. Важно, чтобы денежная эмиссия, с одной стороны, основывалась на развитии кредитных отношений внутри России, а с другой — обеспечивала условия для этого развития. Это предполагает поддержку кредитной эмиссии коммерческих банков при адекватном надзоре за качеством их кредитной политики при жестком противодействии любым формам монополизации банковской деятельности. Владимир Мартыненко, д.п.н., профессор, зам. директора ИСПИ РАН |